От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Виктор Сдобняков

Для нас важно, что все больше людей осознанно выбирают профессию учителя

2022-07-27

Ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Виктор Сдобняков убежден: при выборе будущей профессии обязательно надо учитывать тренды хотя бы на десятилетие вперед. О современных вызовах и новых подходах к подготовке учителей Виктор Сдобняков рассказал в интервью федеральному порталу «Российское образование».

Виктор Владимирович, каковы новые вызовы, стоящие перед современным учителем, и как Мининский университет готовит к ним своих студентов?

Современный учитель – это не просто транслятор знаний. Современному учителю нужно одновременно эффективно решать образовательные, организационные и технологические задачи. Для этого педвузу как ответственному за качество образования в регионе необходимо осуществлять опережающую профессиональную подготовку учителей. 

В Мининском университете мы придерживаемся нескольких трендов. Во-первых, это цифровизация. С 2022 года в вузе открыли факультет информационных технологий.

Мы разработали проект «Педагог в цифровой среде» – для его реализации уже подписан договор о сотрудничестве с Университетом Иннополис. Основная идея – создать непрерывную систему формирования цифровой грамотности через стопроцентную вовлеченность в процесс цифровой трансформации образовательных учреждений среднего и среднего профессионального образования. Кроме того, мы расширяем взаимодействие с крупными работодателями региона: недавно подписали соглашение с нижегородским филиалом «Гринатома» и с IT-академией «Группы ГАЗ», чтобы наши студенты имели возможность проходить практику на базе крупнейшего производителя коммерческого транспорта в России.  

Второй тренд – усиление работы в естественно-научном направлении. Мне как физику очень близок этот вектор: в этом году я вошел в состав Федеральной инновационной площадки «Новая физика». Ее цель – разработка инновационной образовательной системы, основанной на активном погружении студентов в научные и технологические исследования. Это обеспечивает новый уровень качества высшего физического образования как в университете в частности, так и в общем.

Самое главное в каждом направлении – комплексно подходить к решению поставленной задачи и не зацикливаться на одной проектной линии. Ведение работы по нескольким направлениям позволяет шире смотреть на инициативы и на возможности их реализации. 

С физиками понятно, но не менее востребованы сейчас и лирики. Развиваются ли лингвистические направления в Мининском? 

Мининский университет активно ведет работу в рамках федерального проекта «Экспорт образования», который нацелен на сохранение и популяризацию русского языка. В этом году мы создали лингвистический факультет, причем одно из приоритетных направлений – «Русский язык как иностранный». Выпускники будут иметь возможность преподавать не только в России, но и за рубежом. Кроме того, мы получили грант на проект «Филологический марафон», направленный на совершенствование методики преподавания русского языка как иностранного, а также дисциплин, читаемых на русском языке. Проект предназначен для преподавателей вузов, учителей и студентов стран СНГ.

Образование педагогического консорциума позволит поделиться опытом, освоить современные технологии обучения русскому языку как иностранному, расширит возможности экспорта российского образования в страны БРИКС, ШОС, СНГ. Мининский университет выстраивает сотрудничество с вузами других стран, на базе вузов-партнеров планируем открывать Центры русского языка за рубежом.

В рамках федерального проекта «Россия – привлекательная для учебы и работы страна» Мининский университет готов выступить как федеральный методический центр по обеспечению деятельности российских педагогических работников в иностранных государствах через создание и координацию международных хабов. Причем хабы по педагогическому направлению и направлению «Русский как иностранный» могут создавать любые вузы, подведомственные Минпросвещения или Минобрнауки, или даже коммерческие организации.

В результате, во-первых, мы выстроим систему научно-методического сопровождения российских педагогических работников. Вуз готов взять ответственность за выполнение плановых показателей федерального проекта «Россия – привлекательная для учебы и работы страна»: сопровождение за рубежом 1035 педагогов к 2024 году. Во-вторых, это может привести к увеличению доли иностранных студентов в России, готовых к обучению в русскоязычной образовательной среде.