От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Павел Терехов

Мы должны дать детям возможность любить свою школу

2022-10-17

Кто такой директор школы и зачем ему нужен педагогический опыт? Как сформировать сильную команду и зачем нужно школьное самоуправление? Как отличить педагога от «урокодателя» и как избежать профессионального выгорания? Об этом рассказывает победитель Всероссийского конкурса «Директор года России – 2022» директор московской школы «Покровский квартал» Павел Терехов. 

Павел Станиславович, когда вы решили, что свяжете свою жизнь с образованием?

Учителем я хотел стать еще в детстве – во многом благодаря нашим школьным педагогам и моей классной руководительнице, которая вела у нас математику. После окончания школы я поступил в Ленинский педагогический институт на математический факультет. А уже непосредственно учительская деятельность началась на третьем курсе, когда мне было 19 лет. 

Мне сразу дали восьмые классы, где ребятам было по 15 лет и они, как и следовало ожидать, «проверяли меня на зуб». Но уже в конце учебного года мы вместе пошли в поход по Подмосковью – это был настоящий поход на несколько дней, с преодолением препятствий, когда каждый смог проявить себя… И в следующем учебном году проблем уже не возникало. 

Я проработал учителем почти 20 лет и никогда не пожалел о том, что пришел в школу. 

Но потом вы решили изменить свою профессиональную деятельность. Почему?

В какой-то момент я почувствовал то, что специалисты называют профессиональным выгоранием. Мне вдруг перестало быть интересно работать учителем, хотя до этого такого никогда не происходило. И я понял, что надо или уходить из школы совсем, или как-то трансформироваться и остаться в системе образования. Я принял решение пойти в управление, и это тоже стало получаться. Собственно, дальнейший десятилетний путь был связан с этой деятельностью: директором школы я работаю пять лет, из них полтора – директором «Покровского квартала». 

Вообще, я считаю, что директорами школ должны быть люди с педагогическим опытом. Пусть с небольшим, как минимум два-три года, чтобы человек знал, как устроена школа изнутри, чтобы понимал, как строится работа педагога не только в теории, но и на практике, чтобы умел общаться с коллегами и с детьми. 

Вы не скучаете по преподавательской деятельности? Не хочется прийти в класс и провести урок?

Конечно, скучаю. Но хорошо, что имею возможность зайти в класс и провести урок – правда, не совсем такой, как раньше. Управленческая команда нашей школы проводит так называемые уроки от лидера – это интересное живое общение. 

И еще одна важная часть моей работы, которая дает возможность общаться с ребятами, – это наше школьное самоуправление. Если в школе есть самоуправление – настоящее, живое, не для галочки, то его энергия подпитывает всех нас. Ребята приходят со своими идеями, мы обсуждаем, какие из них можно реализовать, какие надо доработать, совместно вырабатываем решения. 

Кстати, каждый, кто приходит в нашу школу, обращает внимание на звонки – это короткие вырезки из популярных мелодий.  Идея таких звонков – это тоже один из проектов нашего школьного самоуправления. Раз в две недели ребята голосуют, выбирают, что им нравится. Мы со своей стороны тоже включаемся: проверяем контент, а затем запускаем новые звонки. 

В работу включаются разные классы; наши ученики знают, что мы поощряем разумную самостоятельность, они могут выдвигать проекты, обсуждать их с нами и реализовывать. Кстати, в прошлом году у нас был конкурс на лучший проект, и мы обещали, что поможем его воплотить в жизнь. Победил проект по обустройству школьных шкафчиков – личного пространства каждого ребенка. Мы определили, в каком из корпусов нашей большой школы это можно сделать, и теперь будем заниматься этой работой. Мы не можем обмануть ожидания наших учеников. 

Каким должен быть современный учитель?

Раньше считалось, что главная функция учителя – это давать знания (кстати, многие родители до сих пор считают, что так оно и есть), но все-таки в современном мире информацию легко можно найти в интернете, получить на различных курсах и т. д. А задача учителя – это помочь детям получить информацию, профильтровать ее и научиться правильно ее использовать. 

Еще одна важная задача – это социализация. Мы учим детей не только выражать свое мнение, но и слышать друг друга. Поэтому учитель не может быть «говорящей головой», он должен быть максимально включен в процесс образования и воспитания.