войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Лилия Гумерова

Любите своих детей!

2018-03-29

До того как прийти в школу вы имели представление о практической педагогике?

Конечно. Речь даже не идет о практике в училище и в институте – моя мама долго работала в системе дошкольного образования. У нас дома часто были дети, которых не успевали забрать родители, мама постоянно отрабатывала на нас с сестрой занятия, которые потом проводила в своей группе… Так что практическая педагогика мне была близка и понятна. 

А вот работу педагога-психолога начинать было гораздо сложнее. 

Почему?

Дело в том, что практическая психология в нашей стране только начинает развиваться, а в школе отношение к ней очень неоднозначное. 

Или говорят: «Ой, моего ребенка к психологу – он что, псих?» Или наоборот, считают, что после 10 минут разговора с психологом ребенок сразу станет учиться на отлично, перестанет прогуливать школу и т.д. Как вы понимаете, это невозможно. 

Как вам удалось преодолеть эти стереотипы?

Мне был только 21 год, я была достаточно решительной, энергичной, читала много специальной литературы, анализировала ее, плюс некое внутреннее чутье – все это помогло мне найти какие-то рычаги воздействия наладить работу. 

Мы впервые стали делать в школе профильные классы: гуманитарные, математические, естественнонаучные. Я вела родительский лекторий во всех параллелях, проводила индивидуальные консультации. 

Навсегда запомнила тему моего первого родительского собрания – «Любите своих детей». 

Готовилась к нему очень тщательно, и пришла к выводу, что основным упущением педагогики советского периода был подход, когда детей не хвалили. 

С ними много занимались, к ним предъявляли серьезные требования, но достижения воспринимались как норма, хвалить не было принято. 

На первом собрании я рассказывала, как важно объяснять детям, что родители их друзья, как важно вовремя обнять, погладить ребенка по голове, сделать все для того чтобы он был готов поделиться своими проблемами.  И закончила я советами: любите своих детей, говорите им о своей любви, находите возможность, чтобы показать эту любовь. 

Как отреагировали родители?

Прислушались. Думаю, что каждый так или иначе проецировал то, что я говорила, на своего ребенка, на свою семью, задумался о том, что мы мало говорим с детьми о любви и о заботе. 

Мне кажется, что все это сделала я не зря – от моей работы был эффект. Было много индивидуальных консультаций, мы старались помочь каждому. Вообще работа психолога – это огромный труд, который сегодня, к сожалению, недостаточно четко регламентирован в нашей стране. Мгновенного результата не бывает, это еще раз подчеркну: сегодня нам особенно нужны такие специалисты. В том числе в школах. 

Вы неоднократно говорили о том, что педагоги-психологи в школах – это актуальная необходимость, о том, что необходимо пересмотреть стандарты подготовки педагогов и дать им определенный набор знаний и навыков психологов…

Да, это очень важная тема. Одного-двух психологов на школу, как это есть сегодня, недостаточно, необходимыми навыками действительно должны обладать все специалисты, которые работают с детьми. 

Сегодня недостаточно следить за тем, чтобы ребенок получал хорошие оценки, не пропускал уроки – существует много вызовов времени: опасный интернет-контент, различные группировки, эмоциональная отчужденность и агрессия…
 
Я выступила с инициативой, которую поддержали и в Минобрнауки России – изменить стандарт подготовки педагога. Надеюсь, что определенные нововведения будут уже с начала следующего учебного года. 

Вообще я считаю, что каждый педагог должен уметь видеть детей, распознавать основные признаки неблагополучия, замкнутости, поведенческих особенностей, он должен помочь родителям этих ребят.

Сейчас этого нет?

В полном объеме – нет. Конечно, есть опытные педагоги, которые могут увидеть проблемы, помочь их решить. Но жизнь не стоит на месте: появляются новые сложности, новые потенциальные опасности, и необходимо научить работать именно с ними. 
Поэтому необходимы семинары, курсы повышения квалификации для тех, кто уже работает в школе. 

Представьте еще одну ситуацию: приходит из вуза, к примеру, выпускница-отличница. Она прекрасно знает математику, хорошо объясняет учебный материал, ведет интересные уроки… Но этого недостаточно! Элементарным минимумом знаний мы должны вооружить каждого. 

Кроме того, надо не просто менять стандарт подготовки – читать такие курсы должны сильные, грамотные специалисты. 

Я уверена, что на сегодняшний день знание психолого-педагогических особенностей ребенка в сочетании с современными вызовами времени, - это стратегическое направление работы, которым надо заниматься вплотную на государственном уровне.