От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Эльфия Дорофеева

Ребенок не может без общения

2018-09-17

Вы говорили, что главная задача дошкольного образования – это воспитание личности. В чем заключаются особенности этого подхода?

Это следующий шаг после работы в зоне ближайшего развития, о которой говорил Выготский. Мы не просто занимаемся с ребенком и даем знания, которые немного опережают его уровень на данный момент, но и создаем пространство, в котором он мог бы себя самостоятельно реализовать. 

При этом важно помнить, что вырастить личность – это недостаточно. История знает много примеров, когда выдающиеся личности были великими злодеями, так что наша задача – это нравственное воспитание человека. 

Возможно ли успешно решать эти задачи в современных «массовых» детских садах?

Возможно, но есть много проблем, которые необходимо решать. Самая большая беда на сегодняшний день – это непродуманные действия чиновников. 

Не так давно нобелевский лауреат Джеймс Хекман привел доказательства того, что именно вложения в дошкольное образование дают максимальную отдачу по сравнению с остальными ступенями образования. Чем больше мы вкладываем в человека в раннем возрасте – тем выше отдача. 

Чем больше мы вкладываем в человека в раннем возрасте – тем выше отдача

Как это реализуется на практике?

Многие страны провозгласили провозгласили лозунг – доступность дошкольного образования. Но решить этот вопрос за один день или месяц невозможно, речь идет о долгой и серьезной работе. 

В нашей стране чиновники пошли другим путем: убрали из СанПиНов ограничения на численность детей в группе. В итоге мы получили группы на 30, 40 и даже больше человек.

Следующий шаг – Президент говорил о повышении зарплат. На местах это решили еще проще: «оптимизировали» нагрузку, убрали должность помощника воспитателя – и в итоге один человек и занятия проводит, и посуду моет, и на прогулки детей водит.
При этом по отчетам зарплаты действительно выросли, но за счет чего…

Так что если мы говорим о дошкольном образовании, то, прежде всего, важно, чтобы оно было качественным. 

Что могут сделать педагоги на местах?

Педагог прежде всего занимается детьми. Защитой интересов педагогов должны заниматься общественные объединения, профессиональные организации, именно их задача –конструктивное взаимодействие с властями и изменение ситуации к лучшему. 

К сожалению, многие законы, какими бы правильными они ни казались на первый взгляд, принимаются без обсуждения с профессиональным сообществом – то есть без понимания, как практически они будут реализованы. 

Как я уже говорила, эту ситуацию невозможно изменить за короткий срок, но мы со своей стороны готовы предложить технологии, которые позволяют успешно работать даже в самых больших группах – это программа «От рождения до школы», ориентированная именно на массовый детский сад. 

Кроме того, педагогов нужно знакомить с современными новыми технологиями, которые облегчают взаимодействие с детьми. Для этого существуют новые методики и тренинги, о которых мы также рассказываем специалистам, и этот вопрос стал одним из актуальных на форуме «Ориентиры детства», который прошел в Москве 20 августа 2018 года.