От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Эльфия Дорофеева

Ребенок не может без общения

2018-09-17

Чем отличается концепция дошкольного образования в нашей стране от зарубежных форматов работы?

Одно из самых важных отличий – в зарубежных садах акцент делается больше на присмотр и уход за ребенком. Развивающие элементы есть, но они в основном идут через игры. Зато в 5 лет ребенок уже становится школьником, у него начинаются интенсивные занятия. Детям в таких садах достаточно комфортно, на каждых 10 человек полагается по одному воспитателю.

Отмечу сразу, что я не говорю, что у кого-то хуже, у кого-то лучше – просто речь идет о разных подходах. 

Ребенок не может без общения со сверстниками

Нам, например, сложно представить себе, чтобы у ребенка в детском саду не было своей кроватки, индивидуального постельного белья – а на западе это не принято. Дети могут подремать на коврике, разуваться в группе необязательно… 

В нашей стране исторически сложилась другая модель дошкольного образования. Еще Выготский говорил о том, что педагог должен взаимодействовать с ребенком в зоне его ближайшего развития, то есть создавать все условия для его движения вперед.

Например?

Например, мы видим, что ребенок скоро заговорит – и занимаемся с ним так, чтобы ему было интересно делать что-то  новое, чтобы создать ситуацию успеха, когда у маленького человека все получается. 

Еще один важный момент: мы формируем не только интерес, но и постоянно «тренируем», развиваем ребенка и делаем все для того, чтобы ему было интересно. Ведь если интереса нет – все наши усилия по большому счету будут напрасны. 

Причем когда мы говорим о ситуации успеха, речь не идет о легкой победе: все, что сделал ребенок, связано с его личными достижениями и с преодолением определенных сложностей. Только так он сможет по-настоящему понять этот успех. 

Это одно из правил, которым я руководствовалась, создавая свою студию раннего развития. 

Гаджеты в детских садах – это хорошо или плохо?

Гаджеты в детских садах надо сводить к минимуму. Понятно, что совсем обходиться без них мы не сможем – не то время, к тому же есть интересные развивающие программы.
Излишнее увлечение гаджетами делает из ребенка потребителя, он ничего не создает сам, а просто спокойно смотрит мультфильмы, играет – и, казалось бы, никаких проблем нет, он никому не мешает, в группе тихо и спокойно. 

Проблемы возникнут позже – в школе, в подростковом возрасте, и решать их будет гораздо сложнее. 

В детском саду ребенку нужны общение, свежий воздух, физическая активность, закалка, развитие навыков мелкой моторики, правильное питание, но никак не сплошные компьютеры и мультфильмы. 

Ребенок не может без общения со сверстниками, эта коммуникация станет основой его успешного развития и взаимодействия с людьми в будущем.