От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Эльфия Дорофеева

Ребенок не может без общения

2018-09-17

Студия раннего развития стала вашим первым личным опытом работы с группами детей. На что вы опирались в самом начале?

Да, это был мой первый опыт работы с группами детей.  Современная концепция дошкольного образования в России в то время только зарождалась, формировалась, появилось много педагогических объединений. 

Тогда все, кто был заинтересован, имели колоссальную возможность работать с учеными, экспертами, создающими эту систему, участвовать в процессе. Находясь внутри экспертного сообщества, я сформировала четкое представление, как и чем надо заниматься в моей детской студии. 

Cейчас задача дошкольного образования стала глобальной – воспитание личности

Я могла на практике пробовать и внедрять те новшества, которые только зарождались, обсуждались в научных кругах.

К этому времени уже была выпущена программа дошкольного образования Александра Запорожца, которая впоследствии была доработана Маргаритой Васильевой и Николаем Вераксой, а сегодня ее все знают как программу «От рождения до школы». Это было важное и интересное время. 

Каким было дошкольное образование в этот период?

Прежде всего, хочу сказать, что советская (а потом и российская) модель дошкольного образования была признана лучшей во всем мире, и до сих пор иностранные коллеги считают, что именно наши педагоги и психологи – Выготский, Лурия, Леонтьев – открыли новые горизонты развития детей. И то, что было создано в нашей стране, до сих пор тиражируется по всему миру.

При этом, конечно, у этой образовательной модели были свои особенности: регламентированность, «заорганизованность».

Но нельзя забывать, что для того времени это была идеальная форма работы, потому что детский сад был массовым, в нем было много детей и нужно было, чтобы со всеми занимались: и музыкой, и математикой, и развитием речи, и физкультурой…

И все же эта система лично вам не подошла – вы создали свою студию с другой концепцией.

Да, я уже говорила, что для больших групп это была оптимальная форма работы, в программе многие вещи были прописаны правильно, но их далеко не всегда удавалось реализовать. 

К тому же в советское время ребенок был объектом воспитания, педагог выступал по отношению к нему как наставник, учитель. Затем концепция поменялась: сегодня ребенок стал субъектом воспитания, сейчас главная задача дошкольного образования стала более глобальной – воспитание личности.