От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Татьяна Волосовец

Будущее – за STEM-образованием

2021-06-07

Что такое STEM-образование и какую роль оно играет в современной системе образования? Какие навыки нужны специалистам будущего и как их прививать уже сегодня? Об этом в интервью порталу «Российское образование» рассказывает Татьяна Волосовец, кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра дополнительного образования студентов Московского государственного педагогического университета

 
Татьяна Владимировна, завершился учебный год, который принес как мировой, так и российской системе образования много новых открытий. Изменились ли дети и педагоги за это время?
 
Изменения произошли как в образовательном процессе, так  и в психологическом состоянии детей, родителей, педагогов. Раньше мы даже не задумывались о том, какую роль играет непосредственное  общение в школах и в детских садах, а в период вынужденного, на фоне пандемии, временного дистанционного обучения поняли, что вербальной и невербальной коммуникации нам всем очень не хватает.
 
Известно, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. В период пандемии изменилась мотивация деятельности. Педагоги, понимая ситуацию, разработали много новых и интересных обучающих и развивающих проектов, методов, приемов, педагогических технологий для детей разных возрастов с использованием цифровой образовательной среды, к работе педагогов стали подключаться родители. Детский сад и школа вошли в каждый дом, в каждую семью.
 
Дети тоже совершили свои открытия: они поняли, например, что гаджеты – это не только развлечение, но и средство для получения новых знаний, повысили свою ИКТ-грамотность и даже научились работать в команде в режиме онлайн. И это очень важный опыт, поскольку именно такой формат деятельности –  живое общение и онлайн-коммуникация – будет самым востребованным в XXI веке.
 
Познавательно-исследовательская деятельность была воспринята детьми младшего возраста как интересная игра, а школьники поняли, что им необходимо самим научиться дисциплинировать себя: ставить задачи, пытаться их решить, контролировать процесс. Это хороший и нужный навык, который пригодится им в жизни.
 
Ситуация неопределенности тоже пошла на пользу?
 
Да, потому что любая ситуация чему-то может научить. Пандемия пройдет, а опыт и навыки, которые мы получили, останутся с нами.

Кроме того, вся система образования сегодня тоже находится в своеобразной ситуации неопределенности: мир меняется, и совершенно непонятно, останутся ли профессии, к которым они готовятся сейчас, через 15 лет, какие специалисты будут востребованы и какие знания и навыки у ребят должны быть…
 
Поэтому мы не просто даем знания, а стараемся дать навыки и компетенции, которые помогут осваивать любую профессию, – это soft skills настоящего и будущего. Командная работа, творчество, сотрудничество, коммуникация, умение общаться, социально-культурная осведомленность – если все эти навыки мы будем прививать детям с дошкольного  возраста, то они без всякого стресса смогут выстраивать свою профессиональную траекторию. Захотели сменить профессию? Получили новые знания и навыки – и спокойно приступаем к новой работе.

То есть речь идет о междисциплинарном подходе. Акцент делается на нескольких областях STEM: Science – наука, Technology – технология, Engineering – инжиниринг, Mathematics – математика.