Главные новости

30 ноября 2021 Главные новости

«Звездные» уроки в школе

news
2 фото

Lori

Астрономия в школьную программу вернулась четыре года назад. Как одна из прогрессивных наук, она развивается со скоростью света. Учителя стараются не отставать. Где же педагоги по астрономии, которые раньше вели только физику или географию, черпают последнюю информацию о космосе, насколько за четыре года устарели учебники и почему школьники считают этот предмет второстепенным?

Информация из космоса 

Астрономию в школах преподают уже пятый год, а в педагогических вузах по-прежнему не готовят учителей по этому предмету – об этом шла речь в программе «Образовательная среда». Науку о Вселенной ведут в основном преподаватели физики или географии: именно в эти учебные курсы входили элементы астрономии. Но чтобы преподавать ее как отдельный предмет, учителям самим приходится учиться. Это связано еще и с тем, что астрономия, как и все науки, развивается, хотя и быстрее других.

«Если в физике и математике все важные открытия уже сделаны, то в астрономии все еще впереди. Учитель должен постоянно мониторить достоверные источники, чтобы быть в теме», – говорит профессор Иркутского государственного университета, директор Астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета доктор физико-математических наук Сергей Язев.

В распоряжении учителей – курсы повышения квалификации, профильная литература, различные семинары и образовательные программы и каналы на YouTube, видеоуроки и т. д.

Так, например, слушатели бесплатных семинаров Фонда поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория» узнают, как объяснять школьникам астрономические процессы, изучают методики преподавания, общаются с коллегами.
 
Учебники и глобус Луны

Однозначно можно сказать, что за четыре года школьные учебники по астрономии устарели. В них нет ни про «девятую» планету, ни про «двойники» Земли. И это далеко не все.

«В 2017 году канадский астроном Роберт Уэрик обнаружил первый межзвездный астероид, а в 2019 году наш соотечественник, астроном-любитель Геннадий Борисов, открыл первую межзвездную комету. Этой информации в учебниках, увы, нет», – отмечает сотрудник ИТПМ СО РАН Дмитрий Эпштейн.

Вузовские учебники также не всегда отвечают современным требованиям. По словам Сергея Язева, студенты изучают «Общий курс астрономии» Эдварда Кононовича и Василия Мороза, учебник хороший и правильный, но в нем много избыточной информации, он больше для профессионалов, учителям такой объем не нужен. Правда, в этом году для школьников вышли две новинки. Авторы первого – профессор физического факультета МГУ, доктор физико-математических наук Анатолий Засов и доцент физического факультета МГУ Владимир Сурдин. Это пособие уже могут использовать все школы. А второй, под авторством Сергея Язева, Дмитрия Климушкина, Раисы Сотниковой и под редакцией Владимира Сурдина,  сейчас проходит апробацию в 23 школах Иркутска. 

Эксперты также отмечают, что создание цифровых версий учебников позволит оперативно обновлять информацию и дополнять новыми знаниями о Вселенной.

Кроме учебников, на уроках астрономии  учителя для наглядности пользуются дополнительными материалами: звездными картами, телескопами, армиллярными сферами, глобусами Земли, Луны, Марса, теллуриями. В каких-то российских школах они сохранилось еще с советских времен, но не во всех. Сейчас же трудно купить правильный глобус Луны: большинство из них созданы почему-то по аналогу с земными, под наклоном. Может на создателях сказываться 20-летнее отсутствие астрономии в школе?

«Второстепенный» предмет

Астрономию в школе изучают в 10–11-х классах – для старшеклассников это жаркая пора, когда они все силы бросают на ЕГЭ, и астрономии в этом списке нет. Единственный «звездный» вопрос был в ЕГЭ по физике, да и его в этом учебном году исключили. В итоге многие школьники негодуют, что их отвлекают от подготовки к экзаменам ненужным предметом. И их можно понять. Хотя, если вести этот урок захватывающе с телескопом, по современным цифровым учебникам рассказывать про белых карликов и черные дыры старшеклассники изменят свое мнение. Ведь астрономия нацелена на то, чтобы помочь школьникам сформировать научное мировоззрение, понять природу повседневных явлений и научить распознавать мифы, заблуждения и антинаучные теории. Отодвигать этот предмет на задворки просто обидно. Поэтому эксперты считают, что начинать преподавать астрономию в школе стоит пораньше, в седьмых-восьмых классах.

«Можно объяснять устройство Вселенной на пике школьной любознательности, в 13–15 лет, а не когда побеждает прагматизм перед поступлением в вуз», – полагает Сергей Язев. 

Старший научный сотрудник Института космических исследований РАН Олег Угольников придерживается такого же мнения. 

«Преподавать астрономию в школах нужно раньше, и делать упор не на ее физико-математическую составляющую, а на описательную часть. Минимум формул, максимум красивого», – говорит он.

Многое зависит и от самих педагогов, которые стараются сделать астрономию не абстрактной наукой, а актуальной и интересной для ребят. Так, например, учитель московской школы № 1368 Любовь Кушнир дает возможность ребятам увидеть звезды в телескоп, а Дмитрий Эпштейн на своих уроках рассказывает об актуальных событиях, которые происходят в космосе уже сейчас.

 

 

Новости по теме

Другие новости