Образование

20 февраля 2003 Образование

Обзор российской прессы за 20 февраля 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 20.02.2003 Название: Экзаменация экзаменующих Автор: КИРИЛЛ ВАСИЛЕНКО Издание: Время Новостей Министерство образования планирует организовать экономическую конкуренцию среди государственных вузов. И проводить конкурсы на право обучения студентов, плата за которых поступает из госбюджета. С таким заявлением выступил вчера министр Владимир Филиппов. По его словам, это делается для того, чтобы исключить финансирование из государственных средств некачественных институтов и университетов и тем самым повысить уровень образования россиян. Предпочтение изначально будет отдаваться сильным университетам и институтам, которые имеют и развивают научную базу, библиотечный фонд, внедряют современные технологии. Судя по всему, нововведение, если оно получит одобрение правительства, коснется главным образом малоизвестных региональных учебных заведений. И не приведет к существенному перераспределению бюджетных средств в сфере образования. Никто не возьмется оспаривать права и аппетиты признанных вузов страны. Правда, Владимир Филиппов пояснил, что при подведении итогов конкурса жюри будет исходить не из того, сколько студентов имеет возможность подготовить вуз, а из реальной потребности в специалистах тех регионов, где находится учебное заведение. Кроме того, правительство планирует переложить финансовую ответственность за обучение отраслевых специалистов на предприятия, нуждающиеся в квалифицированных кадрах. В этой связи увеличится доля студентов, принимаемых по так называемому целевому набору. Перед поступлением в вуз абитуриентам-договорникам придется подписать обязательство либо три года после получения диплома отработать на предприятии-спонсоре, либо вернуть деньги. Министр вчера также познакомил журналистов и с новыми правилами приема в вузы. В этом году абитуриентов -- призеров региональных олимпиад будут принимать без экзаменов, как и победителей всероссийских олимпиад. В очередной раз запрещены досрочные экзамены в вузы и совмещенные -- школьные выпускные и вступительные в институт (за исключением Единого государственного экзамена). Абитуриенты, окончившие подготовительные курсы при определенном вузе, не получат преимуществ перед другими соискателями. Кроме того, с нынешнего года Минобразования уравняло в правах с россиянами абитуриентов из Белоруссии. Они теперь тоже смогут бесплатно обучаться в российских вузах. Дата: 20.02.2003 Название: Десять баллов по шкале министра Бригадина Автор: ЯДВИГА ЮФЕРОВА Издание: Российская Газета Не репрессии, а сотрудничество - такая педагогика должна быть в основе школьной реформы, считает министр образования Республики Беларусь - РЕСПУБЛИКА перешла на 10-балльную школьную систему. Многие недоумевают: зачем отказываться от старой, понятной шкалы оценок, которой прекрасно владели отцы и дети. Отличник, хорошист, троечник, двоечник... - Это первое и главное, на что бурно среагировало общественное мнение. По социсследованиям две трети населения не поддерживало в первом полугодии 10-балльную систему. Но ведь перед этим три года шел эксперимент, и никаких проблем не было! Сейчас уже иная картина, почти все привыкли, главное - учителя, от которых потребовались дополнительные усилия, углубленный разбор заданий. Подчеркну особо: 10-балльная система оценок - это не реформа. Это одна из составляющих, которая, мы рассчитываем, приведет к изменению философии образования. Надо уходить от репрессивной педагогики ("мы тебе двойку и на второй год тебя!") и выстраивать совершенно другую идеологию образования - педагогику сотрудничества. Мы все из советской шинели вышли. Да, прекрасная была школа, но она была хороша для своего времени. Сегодня упорствовать и говорить, что мы на этом багаже в Европу въедем и ее покорим, думаю, не совсем правильно. Поэтому надо отдать должное советской школе, взять лучшее и идти вперед к совершенно новому интегрированному знанию. - Чтобы получить золотую медаль, как надо учиться? Раньше каждый мог ответить на этот вопрос - ясное дело: быть круглым отличником. А теперь? - У нас были дискуссии по единственному поводу: как относиться к восьмерке, которую мы условно называем пять с минусом. В итоге мы в постановлении Совета Министров записали, что для получения медали надо учиться на 9 и 10. - Не возникнут ли при этом проблемы у белорусских выпускников при поступлении в российские вузы? - Думаю, что нет. Ведь абитуриенты пока сдают не аттестаты с баллами, а экзамены. Если есть хорошие знания, то что в Москве, что в Минске абитуриент в цене. - Вы часто общаетесь со своими российскими коллегами, в том числе с министром Филипповым. Ведете ли вы разговоры о синхронизации преобразований? - Мы часто встречаемся, дискутируем и хорошо представляем, что делается в каждой из стран. Наши аттестаты и дипломы действительны на территории обоих государств. Кстати, в России опубликованы новые правила приема в вузы, где выделено в преамбуле, что эти правила для граждан России, Беларуси, а далее - и других государств. Кстати, постановление "О равных правах граждан на получение образования" было первым документом в наших союзнических отношениях. Особенность лишь в том, что наша республика очень компактна. Мы можем провести эксперимент и, в случае удачи, тут же его сделать нормой. Добавлю, при всем уважении к российскому образованию мы обязаны знать, какие преобразования ведут наши западные соседи, страны Восточной Европы. Ведь кто знает, как будут складываться судьбы выпускников белорусских школ. Нам бы хотелось, чтобы все они учились дома, но они сегодня вольны выбирать и Восток, и Запад. - Тогда, Петр Иванович, какие основные моменты реформы белорусской школы уже стали реальностью? - Все мы сегодня существуем в мировом образовательном пространстве, и что бы ни делали, все равно соотносим себя с другими. В Европе в течение десяти последних лет идет достаточно активный процесс модернизации образования, практически все перешли на 12-13-летнюю школу. Мы в Беларуси идем уже пятый год по 12-летней программе, хотя пока формально у нас одиннадцатилетка. По сути мы просто спрятали первый класс, который называется нулевым. Возможно, в этом или следующем году мы официально объявим двенадцатилетку, надо для этого только подготовить общественное мнение. - Я смотрела бурные дебаты по белорусскому ТВ, депутат-"яблочник" упрекнул реформаторов образования в том, что при двенадцатилетке они пытаются содержание взрослого ребенка переложить на плечи семьи. - Да, есть и такой аргумент. Но знаете, какая основная задача ставится перед школой, допустим, перед той же американской? Философия образования заключается в одной фразе: помочь семье в социализации ребенка. Так кто кого должен поддерживать: образование семью или семья образование? То есть кто на кого должен переложить всю тяжесть ответственности за формирование личности? Мы стараемся какой-то паритет соблюдать, но мне представляется, что влияние семьи должно быть более серьезным. Если раньше школа была центром культуры, центром всей жизни, то сейчас это просто невозможно сделать. Так что нет здесь никакой специнтриги. Что такое 12-летняя школа? Она состоит из трех уровней. Начальная четырехлетка, базовая десятилетка и лицейский уровень. По сути мы делаем десятилетку обязательной школой, почти как в советские времена. А дальше у нас идет, по желанию и склонностям, профильное обучение: гуманитарное, естественно-научное и технологическое. Количество предметов в старших лицейских классах уменьшается почти в два раза. Из 22 будет 11-12 предметов. Будут интегрированные курсы. Это самое сложное, над чем мы сейчас работаем. Если ребенок гуманитарий, журналистом хочет быть, то зачем ему математику, геометрию, тригонометрию, физику по полной программе забивать, загонять его в угол? Поэтому мы уже в прошлом году приняли очень жесткое решение - сократили количество выпускных экзаменов в школе с 6 до 4: два обязательных и два по выбору. Изменилось что-нибудь? Мне возражали: потеряем иностранный язык. А мы сняли и ничего не потеряли. Есть этот экзамен или нет, это не меняет мотивацию ребят к учебе. Сегодня у нас в республике 50 процентов старшеклассников выбрали углубленный уровень изучения дисциплин. Фантастика. Каждый второй хочет получать повышенные знания. Вот она, мотивация. - Потому что как в России, так и в Беларуси все хотят поступить в вуз. Престиж образования сегодня опять высок. - Да, бесспорно. Как очевидно и другое: если дети сознательно выбирают углубленный уровень, специальные классы, то это и есть ответ, надо ли реформировать школу. Причем 12-летнюю школу мы выстраиваем параллельно с профессионально-техническим и средним специальным образованием. Например, выпускник техникума идет по сокращенной программе сразу на третий курс вуза. - Мне приходилось слушать многих сторонников и противников реформы российской школы, ваша аргументация за двенадцатилетку кажется довольно убедительной, и, надеюсь, с интересом будет встречена в России. Теперь еще об одной проблеме - стандартов общего образования, которые пыталась узаконить даже Государственная Дума РФ, но с этим заданием не справилась. - Если честно, я тоже не справился. Мы достаточно синхронно работаем с россиянами, но с чем мы столкнулись? Столкнулись с усложненностью стандартов. Посмотрел западные стандарты и российские. Небо и земля. Там стандарт излагается на трех страницах, доходчиво и ясно. Тут - на трехстах, целая диссертация. Я потом начал спрашивать специалистов, кто прочитал до конца. Вывод совершенно неутешительный. Я тоже до конца не мог осилить. Безусловно, проблема стандартизации существует, но я к этому отношусь с долей иронии. Ибо стандарт образования закладывается, по гамбургскому счету, учителем. Немножко, конечно, учебниками, методическим сопровождением, технологией образования и отношением детей к предмету. - Хороший учитель - главный стандарт. - Безусловно. На Западе многие стандартизируют количество лет обучения, количество часов, разделение образовательного поля на гуманитарное, естественно-научное, химико-биологическое и т.д. Но за этим должна стоять система оценки качества, мониторинг качества. К сожалению, такой системы нет. Некоторые создают контрольные институты, мы сейчас приходим к тому, что вместо инспекций, их надо закрывать, в Минске будет отдел мониторинга качества образования. Не надо будет никого инспектировать и проверять расписание, а надо будет предложить систему тестов. - Говорим о тестах, а подразумеваем единый государственный экзамен? В России продолжается и эксперимент в ряде субъектов Федерации, и дискуссии по этому поводу. А что слышно в Беларуси? - Мое глубочайшее убеждение, что за тестированием будущее. Но снова идет какое-то определенное неприятие, а вдруг здесь покушение на права вузов? А вдруг мы забираем хлеб у школы? Потом сразу же вопрос: а судьи кто? Мы очень боимся выступать в роли судьи, потому что тут же повесят всех собак на министерство. Поэтому идем очень осторожно. Просто нарабатываем опыт. В этом году мы проводим тест только по четырем дисциплинам: русский язык и литература, белорусский язык и литература, математика и физика. - Тестирование пройдет по всем школам? - Тест добровольный, будет проводиться в Минске и во всех областных центрах в единые дни. Комитет Госконтроля будет вместе с Институтом контроля качества проводить. Будем для этого нанимать учителей, преподавателей вузов, различные команды. Тесты разрабатываются в центре, проверяются в центре. Через компьютер передается информация, проверяется, вывешиваем тут же результаты. Сейчас эту базу готовим. Но самое главное, к чему мы пришли, что тесты должны быть заранее известны всем, тогда не нужно никакого блата. Сейчас мы подготовили тесты по физике, думаю, что в ближайшие дни мы их опубликуем. Три уровня сложности задач, в зависимости от этих трех уровней будет по 10 задач. Вот решение, бери, изучай. Если ты перерешаешь шесть тысяч задач из этих тестов, это уже замечательный результат. Это снова уход от репрессивной педагогики. Сейчас нас, к сожалению, интересует уровень незнания, а не уровень знаний. Тесты - это либерализация образования, при этом для детей никакой стрессовой ситуации. Не нравится что-то - иди, учись, еще раз сдавай тест, улучшай свой результат. Мы отказались уже от российских тестов, хотя в целом мы пользовались три года российскими методиками и сертификатами. Но в этом году мы сертификаты свои подготовили с учетом тех процессов, которые и российская школа проводит. - В прошлом году мы провели эксперимент: попросили наших корреспондентов в странах СНГ и Балтии посмотреть, как в национальных учебниках истории освещается 9 Мая, который при СССР был общим Днем Победы над фашизмом. Результаты оказались самые разные. Кто-то вообще забыл этот день, упоминая лишь дату окончания Второй мировой войны. - А вы посмотрите войну в европейских учебниках. Небо и земля. Причем идет чистейшая фальсификация. Они все подстраивают под национальную историю. И только буквально последние два-три года, когда Европейский союз серьезно занялся содержанием образования, начинают убирать, например, противостояние: немцы и французы начинают формировать обобщенные оценки, пытаются из учебников убрать элементы конфронтации, вводят курсы по истории культуры соседнего государства. Ищут не разделяющие, а объединяющие начала. Поэтому и мы в своих учебниках этот опыт учитываем, эйфория национального возрождения прошла, думаю, не только у нас. У нас на историю Белоруссии отводится 5 часов, а на всемирную - 6 часов, которая примерно на треть - российская. И у нас очень ревностно относятся к этой пропорции. В какой-то рецензии министра образования просто стерли в порошок за то, что в одном из учебников уменьшен объем российской истории. Я посчитал страницы, абзацы, потом всем доказывал, что ничего не уменьшили. А что касается Великой Отечественной войны, то и в учебниках, и в умах людских, в памяти народной - это общая работа на главную Победу ХХ века. - Петр Иванович, еще одна проблема - вариативность учебников. Какой точки зрения придерживаются белорусские чиновники? - Мы пришли к выводу о минимизации вариантов. Отказались готовить, как одно время в России, до 10 вариантов учебников, например по истории. У нас максимум два. Два базовых учебника. Сошлись на том, что для учителей - да, надо издавать самые различные учебные пособия. Но для детей желательно иметь какой-то вариант, приближенный к оговоренному стандарту. Как же иначе он потом будет сдавать экзамены в вуз, по какому учебнику его там будут тестировать? Потом он и так перегружен учебниками и программами, у школьника просто физически нет времени готовиться к одному уроку по разным учебникам. - Вы затронули очень важный аспект. Мне пришлось вести встречу педагогов-русистов, лауреатов Международного Пушкинского конкурса, который проходит в странах СНГ и Балтии, с первыми леди. Одна из учительниц стала жаловаться, что в школе сокращаются уроки литературы, надо вернуть в прежнем объеме программу и т.д. И вдруг раздалась неожиданная для учителей точка зрения Людмилы Путиной: а не кажется ли вам, что 6,7,8,9 уроков - это рабская эксплуатация детского труда? Все говорят о количестве часов, но очень мало - о содержательной части образования. Эту мысль поддержала и Майрам Акаева: она с удивлением узнала в швейцарской школе, что там не надо помнить назубок, в каком году свершилась Французская революция. Для школьника важнее защитить реферат по теме: что было бы с миром, если бы не случилась Французская революция. - Очень интересно. Дату можно в любом справочнике, с любым компьютером уточнить. Научить ребенка думать гораздо труднее, но именно в этом высший смысл школы. Мы пошли на очень непопулярные меры: взяли и сократили на 10 процентов учебные программы и на 20 процентов - объем материалов. Крику было: теряем, губим все. Но выхода просто нет. У нас по 8-9 уроков начали проводить в школах. Поэтому мы приняли сейчас решение, к сожалению, не везде оно выполняется. Начальные классы - только 4 урока. Базовая школа - максимум 6. Мы ввели пятидневку. Приняли жесткое решение, но вынуждены были назад отступить и разрешить в старших классах, особенно профильных, в лицеях, гимназиях шестой день. Но я думаю, что за год-два мы заставим систему образования работать совершенно в ином режиме. - Предложения о введении основ православия в школе вызвали еще одну бурную дискуссию в российском обществе. Какие отношения с божественной пропагандой у вас? - Мы стараемся найти такую позицию, которая бы не привела к осложнению в целом ситуации в обществе, не обидела бы людей ни одной конфессии. У нас доминирует православная церковь. Но вместе с тем в республике есть иудеи, католики, мусульмане, протестанты очень активно развиваются. Мы настаиваем на конституционной норме: наша школа носит светский характер, и никому не делаем исключений. Хотя у нас есть соглашение с митрополитом Филаретом, но оно касается различных чтений, конференций, воскресных школ и так далее. Честно говоря, многие конфессии хотели бы прийти в школу. Мы говорим: ради бога. Вот церковь, вот приход, привлекайте детей. Но не в школе. Но не нашими руками. - Сколько в среднем сегодня получает учитель в Беларуси? - К сожалению, не очень много. Где-то около 100 долларов. Из консолидированного бюджета более 25 процентов идет на образование. Самые большие затраты в стране идут на образование. - Тем не менее денег не хватает? - Безусловно. Процентов 80-85 идет на зарплату и другие социально защищенные статьи. Остается очень серьезной проблема переоснащения школ, треть из которых постройки 60-х годов. Вторая проблема - компьютеризация. Я думаю, что это проблема двух лет, мы должны полностью всех подключить к Интернету, всех обучить, в первую очередь директоров. На селе идет достаточно быстрое сокращение численности школ, мы сделали программу реструктуризации сельских школ. Она заключается в том, что мы закрываем школы и покупаем автобусы. В каждой деревне у нас дорога с твердым покрытием, поэтому не проблема подвезти детей. Мы закрыли в прошлом году 180 школ и примерно порядка 40 реструктурировали. В деревнях, увы, ни одной школы не открыли. Мы, как и Россия, сейчас испытываем огромные демографические проблемы. За 10 лет родилось на полмиллиона детей меньше. Каждый год минус 50 тысяч для такой маленькой страны. Подъем рождаемости наблюдать будем только в 2010 году. - А учителей будете сокращать? - А куда деться? Многие считают, что я замахнулся на пенсионеров. Но это не я, а жизнь замахивается. В прошлом году - минус 2000 учителей от 150 тысяч. - Когда я готовилась к встрече с вами, то листала двухтомник истории Беларуси, одним из авторов которого вы являетесь. - Моя специальность - XIX век... - Так вот, я с интересом прочитала, что в то время белорусские крестьяне имели "мирские повинности" - они содержали всех нужных общине людей, от учителя до полицейского. - Это было хорошее правило, которое и сегодня не грех легализовать. Все устали от школьных поборов. Но что лицемерить, многие сельские школы не могут без родителей ремонт сделать, городские школы организуют факультативные занятия за счет взносов. Поэтому мы поступили просто: разрешили попечительским советам школ завести счета, сделали все прозрачным и ясным. - Хочу поблагодарить вас за беседу, надеюсь, в следующий раз мы так же подробно поговорим о высшем образовании Беларуси и России. Ядвига Юферова МИНСК-МОСКВА

Новости по теме

Другие новости