Образование

19 февраля 2003 Образование

Обзор российской прессы за 19 февраля 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 19.02.2003 Название: Академик и студент в законном разводе Автор: ОЛЕГ МРАМОРНОВ Издание: Российская Газета Вице-президент РАН Валерий Козлов о проблемах интеграции науки и образования - Валерий Васильевич, нобелевский лауреат Жорес Алферов обещает к сентябрю открыть в Питере многопрофильный академический университет. Однако, как известно, у ранее созданного им Физико-технологического академического университета при знаменитом Физтехе уже имеются серьезные проблемы с финансированием. На какие же средства будут существовать эти два учебных заведения? - В Физико-технологическом академическом университете будут готовить кадры для науки - высококлассных специалистов в области новейшей электроники, нанотехнологий. Проблемы с финансированием Жорес Ивановичу в немалой степени помогает решать его деятельная и энергичная натура. Конечно, немало помогает и Академия наук. Но если говорить о сути дела, то главная причина всех трудностей с финансированием одна - Физико-технологический университет не имеет государственного статуса. - Что мешает его получить? - Законодательство. В нем сказано, что новый университет могут создавать либо федеральные органы исполнительной власти, либо субъекты Российской Федерации. Российская академия наук не может образовать государственный вуз. - Этим, по-видимому, и вызвана последняя инициатива депутата Алферова рассмотреть на заседании Госдумы дополнения и изменения в соответствующие статьи федерального законодательства? - Несовершенство законов не позволяет академии эффективно вести образовательную деятельность, готовить для себя кадры. Так что инициативу Жореса Ивановича можно только приветствовать. Изменения в законодательстве - один из путей сблизить образование и науку. Надо заметить, что исторически, еще со времен Петра Великого, они у нас "живут" параллельно и как бы порознь. Университет - одно, академия - другое. Я разделяю точку зрения, что РАН должна получить законодательное право организации высших учебных заведений. Другой путь - интеграция образования и академической науки. Мы хотим создать ассоциацию университетов, с которыми академия в ближайшее время могла бы осуществлять самое тесное сотрудничество для подготовки квалифицированных научных кадров и реализации совместных программ. Это двадцать пять - тридцать наиболее известных в стране учебных заведений - МГУ, МИФИ, Физтех, Бауманка, Санкт-Петербургский, Казанский, Екатеринбургский, Томский, Новосибирский, Дальневосточный и другие университеты, несколько крупных политехов... Год назад президент РАН Юрий Осипов и министр образования Владимир Филиппов подписали соглашение, главная цель которого - объединение усилий по подготовке кадров для науки. - А как готовят кадры для науки за рубежом? - Я специально интересовался, как обстоит дело во Франции, и выяснил, что практически все члены Французской академии, работающие в области математики и механики (это - мои специальности) - выпускники отнюдь не Сорбонны и других французских университетов. Они окончили либо Высшую политехническую, либо Нормальную школу. Судя по всему, именно эти две высшие школы издавна, едва ли не со времен Великой французской революции, ведут жесткий отбор студентов и дают элитное образование в сфере высоких технологий. Китай, к опыту которого мы все более обращаемся, выделил тридцать - сорок ведущих университетов (это немного на такую огромную страну). Они финансируются особым образом и являются точками концентрации интеллектуального потенциала. - Сближение, интеграция предполагают встречные шаги со стороны вузов... - Учебные университеты и институты стремятся, чтобы уровень их научных исследований возрастал, однако опять все упирается в нормативные документы. А они предписывают им заниматься исключительно образованием. Но если студенты не будут вести научные работы, то и образовательная планка будет продолжать опускаться. Вообще ситуация с вузовской наукой очень сложная. В то время как университетам и другим вузам необходимо получить статус научных исследовательских учреждений, их, наоборот, лишают даже уже сложившихся научных подразделений. То есть, следуя букве закона, хотят во что бы то ни стало отделить науку от образования. Это абсолютно неправильно. Высококвалифицированные, если хотите, элитные научные кадры можно готовить только сообща, объединенными усилиями Министерства образования и Академии наук. И эту проблему мы стараемся решать. - Расскажите об этом. - В нашей академии около 400 институтов. В них открыто примерно столько же базовых кафедр или филиалов кафедр ведущих учебных университетов и институтов. На этих кафедрах, действующих в наших академических институтах, специализируются свыше десяти тысяч студентов. Здесь читаются спецкурсы, выполняются курсовые и дипломные работы под руководством сотрудников академии. Всего со студентами работают около пяти тысяч наших ученых. К примеру, около 250 членов РАН работают на кафедрах Московского государственного университета. Поэтому, в частности, репутация выпускников МГУ очень высока в научных кругах. Академическую программу поддержки образования мы ведем уже много лет. В прошлом году на эти цели затратили 65 миллионов рублей, что для нашего скромного бюджета немало. Поощряем научные достижения студентов и аспирантов вузов академическими премиями. Тридцать тысяч рублей - не так много, но зато конкурс очень велик. - Очевидно, интеграция науки и образования нужна в первую очередь для того, чтобы готовить будущих сотрудников академических институтов? - Конечно. Академии нужны молодые ученые, и наши институты не случайно проявляют такую заинтересованность в контакте с высшими учебными заведениями. Ведь это, пожалуй, единственный и надежный способ получить к себе подготовленные элитные (не надо бояться этого слова) кадры. - Есть на сегодняшний день примеры академических университетов, помимо алферовского? - Если вы, например, приедете в Пущино, то никаких учебных корпусов не обнаружите, а ведь там, на базе биологического центра РАН, действует академический университет. Его аудитории размещены непосредственно в помещениях и лабораториях научно-исследовательских институтов. Можно отметить динамично развивающийся университет гуманитарных наук (не путайте с РГГУ), самым тесным образом взаимодействующий с академическими структурами и выросший из них. Организатором и ректором университета является академик, крупный историк Александр Оганович Чубарьян. Таким образом, хотя законодательная база разводит образование и науку в разные стороны, жизнь все более заставляет нас сближаться. Весь этот комплекс проблем мы будем подробно обсуждать в марте на совместном заседании Президиума РАН и коллегии Министерства образования. Беседовал Олег МРАМОРНОВ. Дата: 19.02.2003 Название: Новые тесты и старый стресс Автор: АНТОН ЗВЕРЕВ Издание: Российская Газета Правила школьных экзаменов продолжают совершенствовать Министр образования РФ Владимир Филиппов обнародовал новый порядок проведения экзаменов в выпускных классах общеобразовательной школы. Этим летом высшие руководители субъектов Федерации снова будут публично, в прямом телеэфире, тянуть шары с темами экзаменационных заданий для "родного" региона. Кстати, число контрольных тем и задач заметно выросло. Так, выпускникам будет предложено более 300 тем сочинений (вместо 35 в прошлом году) и 10 000 экзаменационных заданий по математике (для сравнения: в последний раз их было всего 90). Что еще важно? В конце апреля все билеты будут согласно новой традиции опубликованы на интернетовском сайте Минобразования РФ. Девятиклассники сдадут в этом году четыре экзамена. Причем письменные испытания по русскому языку и алгебре считаются обязательными, а оставшиеся два выберет сам ученик. Другая новость связана с грядущим, но пока еще не массовым, качественным углублением программ в старшем школьном звене. Если девятиклассник, допустим, пожелал продолжить обучение в так называемом профильном классе старшей школы, то ему этим летом предложат дополнительное испытание по избранному профилю: для математиков - по алгебре и началам анализа, для биологов - по одному из разделов биологии и т.д. Согласно утвержденным изменениям в Положении об итоговой аттестации у региональных органов управления образованием появилось право формировать независимые комиссии, которые и будут экзаменовать претендентов на "профиль". Выпускники 11-х классов обязаны в этом году выдержать пять "финальных" экзаменов (из них 3 - по выбору), а регион вправе назначить еще и шестой, по собственному усмотрению. К слову, еще год назад одиннадцатиклассники сдавали родную словесность только письменно. Зато в аттестат шли сразу две отметки - по литературе и по русскому языку. Теперь специалисты посчитали целесообразным дать возможность самим школам определить, "разбивать" этот экзамен на два - отдельный по русскому и отдельный по литературе, или нет. Русский язык в этом случае можно будет сдавать в виде теста - по материалам Единого государственного экзамена. А литературу - в форме устного собеседования по билетам, защиты реферата, творческого задания и т.п. У школ, очевидно, появится больше свободы, а у детей, сдающих ЕГЭ, - возможность предоставить результаты "изолированного экзамена" в качестве вступительного взноса в вуз. По данным Минобразования, уже сейчас до 90 процентов детей покидают школу больными. Если же верить физиологам, то практически здоровых среди обладателей аттестата о среднем образовании осталось не более 4 процентов. Принимая во внимание эту тревожную статистику, министерство предусмотрело альтернативный режим аттестации учеников, нуждающихся в особом внимании медиков. Дети из "группы риска" смогут сдать экзамены досрочно либо только в устной форме, а при некоторых заболеваниях - в привычной домашней обстановке. Наконец в исключительных случаях разрешено резко сократить число выпускных испытаний, но как минимум до двух (вместо положенных четырех в 9-м и пяти в 11-м классах). Одновременно, напомним, в Госдуму внесены (уже повторно) поправки в Закон РФ "Об образовании", предусматривающие освобождение больных детей от государственных итоговых экзаменов. Судя по результатам многолетних наблюдений, в Москве, к примеру, в среднем только два процента молодежи получают "золото" на выходе из школы, а в некоторых республиках Закавказья эта цифра достигает уже десяти процентов! Учителя, как пояснил Владимир Филиппов, ставят оценки фактически сами себе. В результате чуть ли не каждый второй школьный медалист "срезается" на первом же вступительном экзамене в вуз. Само собой, авторитета школьным педагогам этот факт не прибавляет. И вот почему начиная с будущей весны региональным комитетам и департаментам образования официально разрешено создавать отдельные вневедомственные комиссии из числа "независимых учителей" и экспертов для проведения письменных экзаменов среди претендентов на "золото" и "серебро". Наконец о времени экзаменов. Раньше, как известно, сроки "прощального тестирования" в школах жестко регламентировались и контролировались сверху. Причем две самые первые письменные работы страна сдавала буквально в едином порыве - строго 1 и 8 июня, во всех выпускных классах. По уточненным правилам, итоговая аттестация стартует уже в мае, тотчас по завершении учебного года. То есть, к примеру, первый экзамен для 9-х и 11-х классов могут назначить хоть на 26 мая, если щемяще грустный день "последнего звонка" отмечен, как обычно, накануне. И последнее: досрочные экзамены в школах разрешено принимать уже с 20 апреля. Расширен и круг "досрочников". Сдать испытания заблаговременно имеют право участники международных и российских спортивных соревнований, участники олимпиад для школьников, ребята из семей, отъезжающих на ПМЖ за рубеж, дети артистов цирка, отправляющиеся с родителями на гастроли, призванные в армию выпускники вечерних школ. Когда верстался номер Утверждены контрольные цифры приема в вузы на 2003 год: 594 380 абитуриентов станут студентами на бесплатной основе, еще примерно 300 тысяч первокурсников будут платить за свою учебу. Научная газета

Новости по теме

Другие новости