Образование

18 февраля 2003 Образование

Обзор российской прессы за 18 февраля 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 18.02.2003 Название: Сто томов на безупречно чистом русском языке Автор: АНТОН ЗВЕРЕВ Издание: Российская Газета ВПЕРВЫЕ за долгие годы создана фундаментальная, объемом в сто томов "Библиотека отечественной классической художественной литературы", адресованная молодому поколению. Уникальный комплект, изданный в 49 500 экземплярах, поступит к концу марта в каждую школу страны, кроме начальных школ и школ-интернатов.Тиражи, как сообщил нам в минувшую пятницу министр образования РФ Владимир Филиппов, "уже ушли в регионы". В это трудно или, наоборот, слишком легко поверить: за последние 15 лет Российская Федерация ни разу централизованно не закупала для школ никакого физического оборудования. Та же картина с картами, глобусами и прочими "ненаглядными" пособиями: материально-технический парк просвещения, как считает глава Минобразования РФ Владимир Филиппов, "категорически устарел". Но все-таки особенно печальна ситуация с настольной литературой. По самым свежим данным, отечественные школы укомплектованы новыми учебниками только на треть от потребности. Новый стотомник поражает многообразием тщательно отобранных произведений русских писателей и поэтов, как обязательных для изучения, так и рекомендуемых федеральным Минобразованием для дополнительного чтения. От фольклора Древней Руси до всемирно известных шедевров Михаила Шолохова, Виктора Астафьева, Александра Солженицына. Каждый том снабжен справочным материалом, вводными статьями, биографиями писателей. Поскольку этим книгам предстоит пройти через десятки, если не сотни детских рук, серия издана в отменно прочном твердом переплете. Дата: 18.02.2003 Название: И медалисты заплачут Автор: МАРИЯ СОЛОВЬЕВА Издание: ИТОГИ НОВОСТЬ Министерство образования ужесточает правила выпускных и вступительных экзаменов После того как правительство приняло программу модернизации образования, стало ясно: спокойной жизни родителей, педагогов и школьников пришел конец. Свое твердое намерение искоренить "лжемедалистов", репетиторство и прочие нелицеприятные вещи Министерство образования еще раз подтвердило, изменив правила сдачи выпускных экзаменов в школах и вступительных в вузы в этом году. Сначала о школе. По стране продолжается победное шествие эксперимента по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Этим летом его будут сдавать почти 700 тысяч российских школьников, то есть 60 процентов от общего количества выпускников. В прошлом году ЕГЭ сдавали в полтора раза меньше выпускников - 300 тысяч. Правила сдачи экзамена ужесточаются. Теперь ученики будут сдавать его в присутствии специальной комиссии Министерства образования. При этом ни одного учителя по сдаваемому предмету в аудитории быть в это время не должно. Например, во время экзамена по математике все преподаватели алгебры должны выйти вон, даже если они члены экзаменационной комиссии. Видимо, так Минобразования пытается оградить детей от подсказок. Но это еще не все. В школах, не участвующих в этом году в ЕГЭ, тоже произойдут изменения. Окончательно и бесповоротно решено не проводить совмещенного экзамена "школа - вуз". Еще в прошлом году некоторые школы, имеющие договоры о сотрудничестве с вузами, приглашали оттуда преподавателей читать лекции и вести семинары по специальностям, которые детям предстоит сдавать при поступлении. В результате школьные выпускные экзамены одновременно являлись и вступительными. По мнению министерства, такая практика стала причиной "разнодоступности" высшего образования. В Москве, например, почти 450 (из 1500) столичных школ, гимназий и лицеев "заманивали" в 10-е классы ребят, обещая им совмещенный экзамен и льготное поступление в конкретный институт. Зато к выпускным экзаменам может прибавиться еще один. Субъектам Российской Федерации разрешено дополнительно к стандартному количеству экзаменов (четыре - в 9-м классе и пять - в 11-м) добавить "местный". Например, экзамен по татарскому языку в Татарии. А вот традиционный экзамен по литературе с этого года по решению школы превращается в два - по русскому языку и литературе. При этом экзамен по литературе может проводиться в любой форме - в виде защиты реферата, собеседования или по билетам. Следующее нововведение касается претендентов на золотые медали. Региональные управления образования с этого года получили право создавать специальные комиссии для проведения письменных экзаменов "золотых" и "серебряных" выпускников (такая практика уже "обкатана" на московских отличниках). Потенциальные медалисты отныне будут сдавать экзамены в отдельном помещении, без всякой помощи со стороны педагогов "своей" школы. Это делается для того, чтобы уменьшить с каждым годом растущее количество липовых медалистов. Как говорит Владимир Филиппов: "Медали-то получили, а порой даже грамотно заполнить анкету не могут, не говоря уже о том, чтобы без ошибок написать сочинение". Есть новаторские "прорывы" и в области технологии проведения выпускных испытаний. Министерство образования рекомендовало всем использовать "лототрон", суть которого в том, что руководители местных управлений образования за пять-десять минут до начала экзамена будут вытаскивать из барабана шары с номерами комплектов заданий и темами сочинений и сообщать их школам в прямом эфире местного радио или телевидения. Все возможные темы сочинений (их более 300), а также все задачи по математике (около 10 тысяч) уже опубликованы и не составляют тайны. Главная интрига - что и какой школе достанется, должна, по мнению Минобразования, сохраняться до последнего. Теперь о вузах. Хотя высшие учебные заведения некоторых регионов, в частности Москвы и Петербурга, продолжают упорно сопротивляться широкомасштабному участию в ЕГЭ, остальные, менее претенциозные регионы - Адыгея, Калмыкия, Камчатка, Таймырский автономный округ, Читинская область - сами изъявили желание в него включиться, потому что ЕГЭ позволяет составить объективную картину качества школьного образования в городах и районных центрах и дает возможность привлечь в свои вузы больше абитуриентов. Сформирован список из 140 вузов страны, которые обязаны принимать студентов по результатам единого госэкзамена. С этим списком можно ознакомиться на официальном Интернет-сайте министерства. Московские вузы в этом списке отсутствуют. Однако вот что Владимир Филиппов сказал "Итогам": "Отдельные столичные высшие учебные заведения объявили о своем согласии участвовать в эксперименте. Это Высшая школа экономики, Московская государственная текстильная академия им. А.Н. Косыгина, Финансовая академия при правительстве РФ, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Московский государственный университет прикладной биотехнологии".

Новости по теме

Другие новости