войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Олеся Гончарук

Классному руководителю необходимо понимать и принимать позицию детей

2020-05-29

Интервью с учителем физики высшей квалификационной категории «Средней школы № 88 Тракторозаводского района Волгограда» Олесей Гончарук

Олеся Владимировна, какова ваша формула успешного классного руководства? 

– Классный руководитель – это не просто педагог, а человек, умеющий объединять и увлекать свой коллектив единым делом. Важно быть гибким, но требовательным, уметь слушать, понимать и воспринимать детей с их точки зрения. То есть действовать не только как руководитель, но и как человек, способный почувствовать внутренний мир ребенка и принять его позицию. 

Как выстраиваете отношения с детьми? 

– Я – единственный в школе учитель физики. Дети с 7-го по 11-й класс обучаются у меня и хорошо относятся ко мне как к учителю-предметнику. А это, поверьте, уже половина успеха! Мир науки – чудесный мир, в котором мы ежедневно совершаем открытия. 

Дети с большим желанием принимают мое классное руководство. У нас быстро складывается взаимопонимание. Они могут ко мне прийти после уроков и пообщаться на личные темы: об отношениях с одноклассниками, успехах или неудачах и даже романтических отношениях. Поверьте, это очень ценно, потому что точно знаешь, что тебе доверяют, а значит, ты настоящий классный руководитель! 

Так сложилось, что я осуществляла руководство в старших классах, что, на мой взгляд, труднее всего, ведь старшие дети – это уже определенный характер со своими особенностями, которые понять может не каждый. Справиться с этим по силам только настоящему профессионалу.

В своей работе я применяю разные направления воспитательной деятельности, делая акцент на духовно-нравственном развитии. Определив сильные стороны ребенка, стараюсь помочь ему развивать лучшие качества, осознанно делать нравственный выбор, расти хорошим человеком. Очень интересно встраивать элементы духовно-нравственного воспитания в уроки физики. Например, изучая силу, можно порассуждать с детьми о силе в физике и о силе в жизни. Получаются содержательные философские беседы, а выводы, сделанные на уроке, запомнятся ребенку если уж не навсегда, то надолго! 

Как справляетесь в своей практике с конфликтными ситуациями? 

– Они могут возникать как в отношениях учитель – ребенок, так и учитель –родитель и ребенок – ребенок. Конфликтов учитель – родитель практически не было, разве что недопонимание. 

В отношениях с детьми я всегда стараюсь понять ребенка. Но могут играть роль самые разные сопутствующие факторы, когда надо несколько минут побыть одной, чтобы понять ситуацию и только потом обсудить ее с ребенком. 

Конфликты между детьми – это, действительно, сложно. И тут важно сохранить холодную голову и горячее сердце. Считаю, что не стоит принимать чью-либо сторону. Лично я предпочитаю выслушать обе позиции, еще раз переговорить с детьми и только потом принимать решение. Хочу сказать, что в основном конфликты исчерпываются на стадии выяснения их причин.