войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Николай Бабанов:

Невозможного нет – есть прагматичный подход

2016-11-28

Какими качествами необходимо, по вашему мнению, обладать, чтобы преуспевать, работая в вузе?

Во-первых, я абсолютно убежден, что должна быть доброта. Но люди бывают добрые и «добренькие». «Добреньким» руководитель быть не может, это говорит о его профнепригодности, а вот добрым он должен быть. Это проявляется в уважении ко всем людям, вне зависимости от того, кто этот человек, где он работает, как он учится. Вы его как личность должны уважать.

Второе – должна быть принципиальность. Ситуации бывают разные, но если студент лентяй и двоечник и не хочет учиться, возникает вопрос, зачем тянуть его за уши. Время сейчас очень жесткое и стремительное. Если преподаватель не может выполнять эффективно свои функции, надо подумать, как его опыт и знания использовать в другой сфере. Иначе соперники нас обойдут. Мы как вуз находимся в жесточайшей конкурентной борьбе.

Третий момент – умение слушать и слышать собеседника. Скорее даже именно слышать – этого нам часто не хватает. В своей работе я исхожу из этого.

Преподаватель должен быть профпригоден

На какие принципы вы опираетесь, оценивая деятельность педагогов?

Преподаватель должен быть профпригоден.

Например, если человек не обладает стрессоустойчивостью, его же не пустят управлять боевым самолетом или начальником смены АЭС. Это профнепригодность.

Я убежден, что если преподаватель позволил себе некорректные выражения в адрес студента, тем более публично, он профнепригоден. Если он сорвался один раз, то надо смотреть, почему, но если это система, то зачем такой преподаватель?

Существует ли в вашем университете «горизонтальная мобильность» педагогов?

Если бы многие знали, что его многолетняя работа, которая принесла государству и вузу результат, будет сопровождаться таким уровнем пенсии, который позволит ему спокойно жить, то не пришлось бы держаться двумя руками за свое кресло.

Если бы люди понимали, что сейчас лучше перейти с преподавательской работы на должность научного сотрудника и сосредоточиться на том или ином проекте, это тоже было бы правильно.

Если бы человек, даже если он завершил трудовой путь, понимал, что его знания востребованы для воспитательных целей не разово, а системно, это было бы тоже дополнительным фактором.

Пока этого нет, возникает угроза перехода этого человека куда-то за пределы вуза. Никто не считает, во сколько обходится вузу уход ключевого специалиста. Уходит человек, а у него связи, которые приносят реальные средства, квалификация. Сразу разрыв и вполне конкретные финансовые потери.