Наша задача – обеспечить качественное образование за счет цифровой образовательной среды
Людмила Николаевна, практически накануне нового учебного года у Министерства просвещения появилась новая подведомственная организация – Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования. С чего вы как руководитель начали свою работу?
С формирования команды, распределения ресурсов, подготовки документов и определения плана действий на ближайший год. Перед нами были поставлены тактические и стратегические задачи, которые надо выполнять оперативно и без сбоев.
Какие это задачи?
В первую очередь – реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда», в рамках которого существует множество инициатив и проектов, в том числе «Кванториумы», «IT-кубы» и другие. Кроме того, нам необходимо было развивать наш важный ресурс – платформу «Российская электронная школа», а также создавать новые информационные системы для образования.
Один из знаковых проектов института – это создание Цифровой образовательной среды (ЦОС). Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
ЦОС – это совокупность образовательных ресурсов на единой платформе, которой смогут пользоваться дети независимо от места расположения. Речь идет о бесплатном верифицированном контенте, который даст возможность совершенствовать учебный процесс, сделать его максимально доступным и эффективным, методически и дидактически корректным.
ЦОС включает в себя много составляющих, в том числе цифровую инфраструктуру, обеспечивающую технологические процессы, цифровые образовательные ресурсы и электронный контент. Лекции, тесты, презентации, виртуальные лаборатории – все это будет открыто для школьников, их родителей и педагогов. То есть наша задача – обеспечить доступность образовательного контента для каждого ребенка.
Кроме того, мы работаем над цифровизацией управления образованием – созданием аналитических систем, которые позволят ориентироваться в массивах больших данных и предлагать актуальные управленческие решения. Это тоже входит в перечень задач, которые решает наш Институт.
То есть ЦОС – это своего рода «стереосистема», всесторонне обеспечивающая учебный процесс?
Да, но важно помнить, что цифровые технологии работают только тогда, когда они реализуют дидактические возможности образования и делают учебный процесс максимально эффективным и в то же время индивидуализированным. К примеру, использовать такой формат могут дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на домашнем обучении, а также дети, которые не могут посещать обычную школу. И важно, что здесь можно выбрать разный уровень подготовки – как для талантливых детей, так и для тех, кому нужна поддержка. Такой дифференцированный подход будет очень полезен для всех.
Межпредметные связи, наглядность и обратная связь – все это позволяет реализовать цифровые технологии в школе. На одном и том же уроке можно, например, изучать химию и биологию, видеть, как ребенок понимает тему, диагностировать ошибки, контролировать выполнение работы. А автоматизация процесса позволяет проанализировать, какие именно темы вызывают сложности, и дает возможность составить общую картину знаний.
Кроме того, технологии позволяют увидеть совершенно уникальные вещи – траектории движения молекул, их строение и многое другое. То есть эффект получается максимальным – ребенок развивает сразу несколько видов мышления: образное, наглядное, теоретическое.
Таким образом, ЦОС стоит на трех китах педагогики: доступность, качественность и эффективность.
Часто родители ставят знак равенства между ЦОС и дистанционным обучением. В чем здесь все-таки принципиальная разница?
Разница кардинальная – это указано и в нормативных документах, в том числе в законе «Об образовании» даны все необходимые определения и понятия.
Цифровая образовательная среда собирает и объединяет между собой электронные образовательные ресурсы, а дистанционное обучение – это педагогическая технология, которая может применяться на усмотрение учителя или школы при необходимости, а ЦРС входит в практический механизм реализации этой технологии.