войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Константин Федоренко

Продвигать русский язык за рубежом помогает стратегия «Артек OPEN»

2019-08-23

Интервью с руководителем МДЦ «Артек» Константином Федоренко

В «Артек» приезжает очень много иностранных детей, с каждым годом всё больше. На каком языке они общаются с нашими ребятами и с артековцами из других стран?

Да, действительно, к нам приезжает очень много иностранных ребят, мы развиваем нашу стратегию «Артек OPEN». В июле у нас прошла самая масштабная международная смена 2019 года «Мы разные – мы равные», приехали дети из 76 стран, все они приняли участие в более чем 100 общеартековских мероприятиях по теме диалога культур и народов.

За последние несколько месяцев среди других иностранных ребят в «Артеке» были дети из Сирии, они учат русский язык в школе, там это обязательный предмет. В Монголии возобновлен национальный конкурс по русскому языку, главный приз которого – путевка в «Артек»; конкурс показывают по центральному телевидению, он очень популярен там. В этой августовской смене у нас дети из 31 страны.

Расширяется география стран, где учат русский язык и где родители, несмотря на политические моменты, стремятся отправить своих ребят к нам в «Артек». Возможно, самый известный пример – финал конкурса «Живая классика», который проходит у нас каждый год. Иностранные ребята учат наизусть русскую прозу и соревнуются на «Артек-арене», кто лучше представит выбранное произведение. Одних только первичных заявок на этот конкурс в этом году было подано около двух миллионов из 60 стран, а в «Артек» в итоге приехали 255 ребят. Могу с уверенностью сказать, что работа «Артека» в этом направлении дает свои плоды: с каждым годом мы наблюдаем количественный и качественный рост общения на русском языке между артековцами. Если в 2017 году детская сербская делегация говорила практически только по-английски, то сегодня большинство иностранных детей говорит по-русски.

Зачем русским детям такое интенсивное общение с иностранными ребятами на русском языке? 

Такие программы очень обогащают всех участников. Ребята-иностранцы «подтянут» свой русский и найдут здесь новых друзей. А наши дети увидят, что русский язык, на котором они каждый день говорят и который, возможно, не кажется им важным предметом в школе, оказывается, представляет собой огромное богатство, что его ценят и изучают во всем мире и что любовь к русскому языку и литературе может доставлять не только удовольствие, но и приносить прямую пользу.

А для страны в целом каково значение международных смен?

Мы продвигаем русский язык через детей – самых благодарных и непредвзятых слушателей. За языком идет культура… И мы видим, с каким восторгом иностранные дети узнают о русских традициях, изучают наши танцы и песни, пытаются читать большую русскую литературу.

В «Артеке» дополнительный импульс к этому дают пушкинские места – одно из них, кстати, недавно мы ввели в «образовательный оборот»: на территории Русской поляны сохранился 300-летний дуб, местные краеведы считают, что именно его мог видеть Пушкин в 1820 году, когда он жил в Гурзуфе и ходил к Аю-Дагу, и что именно он стал прообразом дуба «у Лукоморья». Недавно около него появился кот ученый, русалка и златая цепь. Так мы готовимся к 200-летнему юбилею посещения Пушкиным Крыма в следующем году: в 1820-м он жил в Гурзуфе вместе с семьей Раевских. Есть у нас и пушкинский грот, есть чеховская аллея, помним мы и о других писателях и поэтах, русских и зарубежных, бывавших в «Артеке».

Соединение литературы с историей и природой, а если брать шире, то пересечение нескольких дисциплин в одном событии и месте – это один из принципов артековского образования. Оно здесь повсюду, не только за партой. И этот опыт организации образовательной среды как жизненного пространства артековцы-иностранцы тоже увезут домой.

Вернувшись к себе на родину, они расскажут об этом своим сверстникам, будут поддерживать связи с ребятами из отряда. Это и есть артековская дипломатия в действии – не лозунги, а настоящая дружба, которую дети сохраняют после «Артека». Сама жизнь определила уникальную нишу «Артека» на международной арене.

«Артек» вне политики, но после «Артека» иностранным детям уже невозможно будет смотреть на Россию враждебно, потому что здесь они увидели своими глазами другой мир – открытый, дружелюбный, мир возможностей.