войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Евгений Ивашкин:

Инженер – это творческая специальность

2016-10-28

Как изменились абитуриенты за последнее время? Какими были абитуриенты 10-15 лет назад и какими они стали сегодня?

Раньше абитуриенты были менее мотивированы, чем сегодня: 10-15 лет назад промышленность была в упадке, ребята шли просто получать высшее образование.

Сегодня они видят перспективу, понимают, чем будут заниматься дальше.

И экономисты у нас уже не так востребованы, как будущие технические специалисты – это тоже важная тенденция. Они видят, что получив техническое образование, будут успешны. 10 лет назад они не понимали, зачем идти и получать сложное техническое образование, если их ни на одно предприятие не возьмут.

У нас есть целевой прием: дается направление от предприятий, абитуриенты идут по отдельному конкурсу. За последние годы у ребят по целевому приему баллы ЕГЭ были выше, чем у тех, кто идет по обычному. Они хотят быть целевиками, чтобы им было гарантировано трудоустройство.

Абитуриенты прагматичны, и я считаю, что это правильно. Надо знать, для чего ты получаешь образование. Так как Нижегородская промышленность поднимается, ребята ориентируются на нее.

Что нужно знать о поступлении в НГТУ им. Р.Е Алексеева его будущим студентам? Работают ли у вас подготовительные курсы, проводятся ли дополнительные экзамены?

Когда были вступительные испытания в вузе, были очень востребованы наши подготовительные курсы. Но сейчас дополнительного испытания при поступлении нет. Консерваториям, инязам дано право на проведение дополнительного вступительного испытания.

Инженер – эта та же творческая специальность, и для технического вуза тоже должно быть дополнительное испытание.

Мы хотим помочь ребятам и в удобной для них «гаджетной» форме принести дополнительные знания

А как же ЕГЭ?

Большая беда ЕГЭ – это то, что школьник выбирает экзамены и перестает все остальное учить. К нам приходят со знанием физики, не зная истории, биологии. А история – это же патриотизм. Так что получается, что пойдет студент разрабатывать оружие, даже не зная, для кого.

Беда ЕГЭ – это однобокость. Нам не нужен физик без знания истории и литературы так же, как, я уверен, историку не повредило бы знание физики, астрономии. Ведь мы говорим о среднем образовании. Если мы понимаем среднее образование, как базис для развития государства в целом, надо оставить все предметы, путь даже в форме ЕГЭ.

Принимать решение о ЕГЭ в 16-17 лет – это раннее решение, когда человек еще не сформировался и не понял, чего он сам хочет. Я бы оставил ЕГЭ как форму, но сделал бы все школьные предметы обязательными.

Когда ввели ЕГЭ – с курсов ушли ребята, но потом начали возвращаться. Но не потому, что не хватает знаний, а так как это адаптация к институтскому лектору. Основная проблема ребят после школы – они привыкли, что им дали домашнее задание, и каждый раз учитель все проверяет. В вузе такого нет. Задание дали – надо выполнить. Первый раз сделали, на второй раз у них никто не проверил, и они решили, что можно не делать. В конце семестра копятся невыполненные задания.

Курсы – это знакомство с методикой общения с университетскими лекторами. Потому что темп в школе и тем наших лекторов – это разное. Успел – хорошо, не успел – никто для тебя повторять не будет.

Расскажите про дистанционные курсы. Что это такое?

В прошлом году мы ввели дистанционные курсы по математике, взяли Чкаловский район нашей области. Почему мы на это пошли на это? Многим ребятам удобнее слушать не живого человека, а посмотреть его лекции на гаджете. Опять же вопрос времени: мы выкладываем лекцию, он может эту лекцию посмотреть в любое удобное для него время. Он может вернуться несколько раз, если не успел понять.

В этом году мы математику уже вывешиваем в общий доступ и тот же самый проект мы сейчас делаем с физикой. Мы хотим помочь ребятам и в удобной для них «гаджетной» форме принести дополнительные знания.

Когда мы провели курсы в одной из средних школ Чкаловского района – средний балл ЕГЭ по математике вырос на 16 баллов.

Наверное, причина не в том, что не хватает знаний в школе, а в том, что ребят дистанционные курсы дополнительно подстегивают и дисциплинируют, помогают им 2–3 раза вернуться к тем вещам, в которых они не разобрались. Мы увидели положительные стороны.

Как часто проходят дни открытых дверей в университете?

Исторически мы всегда проводили два раза в год – в сентябре, чтобы сориентировать, какие ЕГЭ выбрать, и в апреле, чтобы сориентировать на факультет.

Последние 6 лет мы проводим дополнительно дни открытых дверей по субботам для родителей абитуриентов. Рассказываем родителям, где будут учиться их дети и как они будут востребованы.

Также мы приглашаем на наши дни открытых дверей представителей предприятий. Потому что одно дело – когда мы говорим, другое дело - когда выходит представитель предприятия и говорит, что на предприятии есть 3 тысячи мест, которые надо заполнить, и подтверждает,  что выпускники будут востребованы.