Точка зрения

25 октября 2016 Точка зрения

Дополнительное образование: игра в тетрис

Татьяна Пахомова

Редактор портала "Российское образование"

Не знаю, как вам, но лично мне первые два месяца учебного года напоминают игру в тетрис. В 24 ежесуточных часа надо встроить десятки дополнительных занятий, секции, кружки и прочие радости жизни. И это не считая школы и сна.

Наш родительский оптимизм не знает границ. Сказал ребенок, что ему нравится биология – получи субботние курсы при крутом биологическом лицее и вечерние практикумы в лабораториях. Математика – «Малый мехмат МГУ», не меньше. Сделал изящное па – в школу балета или акробатический рок-н-ролл.

Литературные студии, драмкружки, художественные школы, спортивные секции – все лучшее детям!

Они вдохновляются примером взрослых и тоже составляют список дополнительных занятий, которые, кстати, могут и не стыковаться с тем, что предлагают родители.

Итак, невероятными усилиями составляется график с поминутной стыковкой занятий, сложносочиненной логистикой.

Прогулки, чтение не по программе и игры откладываются до лучших времен (к примеру, до каникул): весь день распланирован до минуты, шаг влево, шаг вправо – опоздаем. И никаких поблажек – мы грудью прокладываем дорогу к счастливому будущему.

А теперь спустимся с небес на землю.

Ежедневное количество уроков у среднего пятиклассника – 5-6 (дальше – больше): то есть с 8 утра до 14.30. Дальше – варианты.

Вариант 1, редкий: школьник пошел домой, пообедал, сделал уроки и отдыхает с чистой совестью.

Вариант 2, спринтерский: прибежал домой, пообедал, попытался хотя бы открыть учебник, а потом убежал на секции-кружки.

Вариант 3, с погружением: обед, дополнительные занятия (а если повезет, то и уроки) – все не выходя из школьного здания.

Вариант 4, комбинированный: дополнительные в школе, кружки (секции) «на выезде».

В большинстве случаев секции и кружки заканчиваются в 17-18 часов (мы не рассматриваем здесь большой спорт и серьезные профессиональные тренировки).

Прибавляем ко времени занятий время, потраченное на дорогу (пусть это будет 30 минут в каждую сторону) и время на выполнение домашних заданий (в среднем 2 часа ежедневно). Минимум 9, а лучше 10 часов на сон. Обед-ужин – еще в среднем час. Умыться, переодеться – еще полчаса как минимум. Какие-то элементарные домашние обязанности –еще полчаса. Посчитали?

А теперь посмотрим, что в остатке: максимум полтора часа свободного времени. Максимум. Полтора. Часа.

Это время, которое хочется потратить на все, чего так не хватает: на прогулки, на чтение, общение, на игры, да в конце концов на дуракаваляние и безделье – согласитесь, ведь имеют на это право маленькие человеки, которые нагружены едва ли не больше, чем взрослые, работающие в режиме фулл-тайм?

Помните новый мультфильм «Маленький принц»? Согласитесь, поведение мамы главной героини со стороны смотрится странно, но по большому счету многие из нас пытаются последовать ее примеру. Мы хотим, чтобы у детей все было прекрасно, чтобы они поступили в престижные вузы, нашли хорошую работу и жили безбедно…

Но при этом мы отнимаем у них кусочек детства, сокращаем общение с друзьями, время на то, чтобы хотя бы просто посидеть и подумать…

И тогда у нас есть все шансы для того, чтобы из наших любящих и милых крошек выросли умные и успешные… роботы. Которые просто не будут знать, что им делать с собственной жизнью, со своим временем и со своими эмоциями.

Новости по теме

Другие новости