Образование

21 июня 2004 Образование

Обзор российской прессы за 21 июня 2004 г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 21.06.2004 Название: единый госэкзамен провалился Автор: ЕКАТЕРИНА БАБКОВА Издание: ГАЗЕТА правила изменились по ходу игры В начале июня министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал, что в этом году правила проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) меняться не будут. Но уже после сдачи школьниками ЕГЭ по математике Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разработала особый порядок пересчета вузами баллов, полученных на этом экзамене. Теперь для вузовской пятерки по математике нужно заработать в три раза больше баллов, чем для школьной. Это противоречит самой сути ЕГЭ об объективной оценке знаний российских школьников. правила изменились по ходу игры В этом году единый государственный экзамен (ЕГЭ) сдавали 800 тысяч школьников из 65 регионов России (это почти 70% от общего числа выпускников). Москва впервые участвовала в эксперименте; к нему присоединились лишь 3 тысячи столичных школьников. Напомним, что практика проведения ЕГЭ вызывает в обществе неоднозначную реакцию. Еще в мае 420 российских ученых и учителей (академики Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики, преподаватели вузов, научные сотрудники академических институтов и директора школ) написали письмо Владимиру Путину, протестуя против введения ЕГЭ. Авторы назвали этот эксперимент "губительным для современной молодежи, потому что с помощью разового тестирования невозможно определить уровень знаний ученика". Президент переадресовал письмо министру образования и науки Андрею Фурсенко. Министр заявил, что менять что-либо в системе ЕГЭ до осени ничего не будут, и отметил, что главное достоинство единого госэкзамена в том, что он позволяет объективно оценить знания выпускников и открывает школьникам из дальних регионов доступ в вузы. Изначально действовала инструкция, согласно которой баллы при сдаче ЕГЭ переводились в школьные оценки по следующей системе: тройка - 30 баллов, четверка - от 50 до 70 баллов, пятерка - от 71 балла. Госэкзамен по математике дети сдавали 8 июня, но 15 июня Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки изменила методику пересчета баллов: пятерку в аттестат выставили всем, кто набрал от 20 до 32 баллов по ЕГЭ, четверку набравшим от 12 до 19 баллов, тройку - от 6 до 11 баллов, "неуд" тем, кто заработал меньше 5 баллов. Гуманитарии, которым не надо сдавать математику на вступительных экзаменах в вуз, такому подарку обрадовались. Но есть и еще один казус: тем же распоряжением Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ввела единую методику пересчета математических знаний абитуриентов. Теперь приемная комиссия будет засчитывать "отлично" только тем, кто набрал на ЕГЭ по математике не менее 75 баллов, "хорошо" - набравшим от 56 до 74 баллов, "удовлетворительно" - от 38 до 55 баллов. Провалившимися будут считать абитуриентов, набравших на ЕГЭ менее 37 баллов. Получается, что пятерка в аттестате об окончании школы у большинства выпускников приравнивается к вузовской двойке. В Минобразования считают, что эта мера направлена против коррупции в вузах, которым ранее было дано право вводить собственную систему пересчета баллов по математике. Насколько эффективной будет эта мера неизвестно, но уже сейчас выпускникам преподнесен урок двойных стандартов при выставлении оценок в школьный аттестат. По предварительным оценкам, около 20% выпускников, сдававших ЕГЭ по математике, будут вынуждены еще раз сдавать вступительный экзамен по этому предмету. предварительные итоги Окончательные результаты сдачи ЕГЭ будут подведены в конце июня, однако предварительные итоги уже известны. По данным директора Федерального института педагогических измерений Андрея Ершова, лучше всего москвичи справились с ЕГЭ по русскому языку: они получили в 2 раза больше пятерок, чем выпускники в других регионах. Результаты москвичей по химии и биологии не столь обнадеживающие: средняя оценка по этим предметам - 40 баллов, то есть в пересчете на привычные оценки тройка. Удовлетворительно знают химию 34% из 216 сдававших, биологию 44% из 361. На "отлично" химию сдали 26%, а биологию 20%. Пятая часть экзаменующихся "завалила" оба ЕГЭ. Госэкзамен по математике в Москве сдавали 1424 человека, 80% из них получили положительную оценку. Более 97 баллов сумели набрать только 30 школьников Москвы. Высшую оценку (100 баллов) в России заработали только двое: выпускница лицея из Нижневартовска Ирина Мартина и Юрий Юфимов из Мурмашей (Мурманская область). медали обесценились В последние годы в России золотые медали получают около 6% от общего числа выпускников. На Сахалине награду получает примерно каждый 596-й школьник, в Московской области - каждый 253-й, в Саратовской - каждый 158-й, в Ростовской - каждый 55-й, в Ставропольском крае - каждый 29-й, в Кабардино-Балкарской Республике - каждый 18-й. По данным департамента образования Москвы, в этом году в столице будет 1800 "золотых" медалистов и 3400 "серебряных". Однако золотые награды обесцениваются с каждым годом: так, в прошлом году лишь 5% медалистов, поступавших в МГУ, сдали первый экзамен на "отлично". Дата: 21.06.2004 Название: От а до я Автор: ИГОРЬ СЕРГЕЕВ, МАРИЯ КУРСАКОВА. Издание: МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ Я русский бы выучил... .Поступить в вуз без экзаменов смогут пятеро победителей Международной олимпиады школьников по русскому языку, которая пройдет в столице 20-27 июня. Учиться бесплатно знатоки "великого и могучего" смогут по профильной специальности - "русский язык и литература". В состязании примут участие 250 ребят из 33 стран - победители национальных олимпиад и конкурсов по языку Пушкина и Толстого. .Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предложил заключать между государством, вузами и студентами трехсторонние договоры. Учебное заведение обязуется давать знания, государство - обеспечивать деньгами, а студенты - вернуть затраты, отработав три года по специальности. "Если студенты нарушат договор, то они обязаны вернуть государству деньги", - уточнил министр. Подобная система отработки по распределению существовала в советское время, но потом была отменена. Возродить ее потребовалось потому, что почти 40% студентов госуниверситетов и академий сегодня не работают по профессии (после пед-, мед- и сельхозвузов - до 50-70% выпускников). Государство тратит на образование большие деньги, и было бы логично, чтобы взамен оно получало молодых специалистов, готовых трудиться в школах, больницах и на агропредприятиях. Кстати, московские городские вузы возродили аналогичную практику распределения еще пять лет назад, и она успешно действует.

Новости по теме

Другие новости