Образование

15 июля 2003 Образование

Обзор российской прессы за 15 июля 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 15.07.2003 Название: Виртуальный учитель и реальные ученики Автор: КОНСТАНТИН ЛИПИХИН Издание: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА Первая Интернет-школа объявляет набор ЗАВЕРШИЛСЯ необычный эксперимент - попытка создать модель Интернет-класса. Инициаторами эксперимента при поддержке Сетевого объединения методистов (СОМ) выступили учителя нескольких московских школ. Сразу оговоримся: Интернет-класс - это не обычный школьный класс. Он располагается в Интернете, а его ученики могут находиться в самых разных уголках страны. О первых результатах эксперимента корреспонденту "РГ" рассказала учитель физики столичной гимназии N 1567, кандидат физико-математических наук Елена Африна: - Сначала в эксперименте участвовали учителя московских школ, преподающих физику, биологию, географию, химию и астрономию. Затем подключились коллеги из Петрозаводска, Костомукши, Барнаула и нескольких сельских школ Алтайского края. С нами работали школы Самары и Тольятти. А в городе Стрежевом Томской области ребята обучались в компьютерном центре. Идея состояла в том, чтобы исследовать возможность проведения уроков через Всемирную сеть. Это особенно удобно для тех, у кого в школе нет учителя по какому-либо предмету. К тому же есть ребята, которые по тем или иным причинам не могут посещать обычную школу: например, дети-инвалиды. То же касается и школ при больницах. То есть мы стремились создать систему обучения, которая при необходимости позволила бы ученику восполнить пробелы в своем образовании. Трудностей было немало. Прежде всего сам учитель должен овладеть умением вести "виртуальные уроки", ведь аналогичного отечественного опыта не существует. Как нет, впрочем, и методических решений. Можно было бы, конечно, воспользоваться зарубежным опытом, но западная система образования сильно отличается от нашей. А значит, готовых рецептов нет. Столкнулись мы и с еще одной сложностью: как проверить, насколько хорошо учащийся разобрался в материале? Для этого были использованы возможности системы "ДОЦЕНТ" (Дистанционный обучающий центр), которая, скажем, позволяет проследить, сколько времени школьник потратил на изучение той или иной темы, с какой попытки правильно ответил на вопросы домашнего задания и т.д. Надо сказать, что подобная система обучения не требует от ребенка длительного "сидения" за компьютером. Обычно занятие, которое называется "присест", занимает минут тридцать, и этого достаточно, чтобы ученик мог усвоить определенный объем информации. Однако это лишь минимум для "обязательной части" учебного материала. Для тех же, кто желает заниматься по полной программе, в системе есть множество дополнительных ходов. Задания были рассчитаны на различный уровень подготовки школьников. Причем многие дети не удовлетворялись первыми полученными результатами. К примеру, у нас был ученик Антон, который по собственной инициативе 16 раз выполнял тест по астрономии, пока не получил "пять". Учителями были разработаны и специальные интегрированные задания, которые требовали взглянуть на какую-то проблему физики, например, с позиции астрономии, химии, биологии или географии. Кроме того, у нас была возможность делать видеозапись проводимых физических опытов. Это очень важно, ведь во многих школах сейчас не хватает лабораторного оборудования. А как изучать физику или химию без наглядных экспериментов? Казалось бы, сегодня эту проблему могли бы решить учебные курсы, записанные и выпущенные коммерческими фирмами на CD-дисках. Но зачастую они представляют собой рассадники грубейших ошибок, особенно в картинках, иллюстрирующих физические законы. Так на CD-диске "Физикус" по меньшей мере они есть в семи скриншотах. Например, написано, что тело на Луне имеет массу в шесть раз меньшую, чем на Земле... Масса, как известно, величина постоянная, изменяться может лишь вес. Скоро в Интернете появятся отдельные разделы учебных виртуальных курсов, которые были опробованы в ходе эксперимента: по физике - это раздел механики (Е.Африна), по химии - основы строения вещества (Л.Аликберова), по астрономии - Солнечная система (А.Кириченко), по биологии - курс генетики (Т.Горидченко), по географии - большой фрагмент вводного курса о литосфере (А.Крылов). Но будет ли продолжена эта работа - пока не известно. Дело в том, что учителя, и в первую очередь из регионов, участвовали в эксперименте сугубо на добровольных началах. А ведь для поддержки их серверов и программ требуются деньги, и немалые. Сейчас учителя их нашли, а вот завтра - вопрос. При надежном же финансировании и государственной поддержке в перспективе в стране могут появиться не только Интернет-класс, но и первая Интернет-школа. Дата: 15.07.2003 Название: Alma Mater - мать или мачеха? Автор: РЕДАКЦИЯ Издание: МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ Поступи туда, не знаю куда, получи то, не знаю что Институт искусств - это кузница звезд. Сюда приходят неограненными алмазами, а выходят сверкающими бриллиантами. В одной из таких кузниц случилась неполадка. Государственный специализированный институт искусств выдает выпускникам дипломы, которые те считают недействительными. В чем тут дело - попыталась разобраться Светлана ОСИПОВА. Студенты ГСИИ - особенные студенты. Они слышат глазами, видят сердцем, говорят руками. Это единственный в мире институт искусств, где учатся люди со слуховыми, зрительными и двигательными ограничениями. Инвалиды? Да, вроде так это называется. Но если бы вы увидели, какие они ставят спектакли, пишут картины, стихи, услышали бы, как они поют, - это слово мигом вылетело бы у вас из головы. Но есть тут одна закавыка. На всех документах института, включая дипломы и студенческие билеты, стоит печать Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов (РМЦТРИ), а не ГСИИ. Как мог произойти подобный нонсенс - рассказывает Алла Граблева, педагог из неугодных: ее недавно из института "попросили". - В 1991 году был организован Центр творческой реабилитации инвалидов. А ГСИИ создали как его структурное подразделение на базе курса слабослышащих актеров в Щукинском училище. Тогда закон позволял, чтобы институт был в составе другого юридического лица. Но в 1996 г. вышел новый Закон об образовании, согласно которому ГСИИ обязан стать самостоятельным юридическим лицом. - Раньше печать на всех документах была с надписью "Государственная образовательная организация РМЦТРИ", но потом слова "образовательная организация" были заменены на "государственное учреждение". У ГСИИ нет аккредитации и устава, он живет по уставу центра. Когда преподаватели приходят устраиваться в институт на работу, а студенты - поступать, их никто не ставит в известность об этом. Потом они пишут письма, подают жалобы, но все это приводит лишь к обострению отношений с администрацией института, которая предполагает, что студенты делают это по указке недовольных чем-либо педагогов. Решив однажды доискаться до правды, они раздали ребятам листки бумаги и заставили их воспроизвести то, что было в одном из писем. Другими словами, устроили дознание и организовали студентам-инвалидам сильнейший стресс, которых у них и так выше крыши. За разъяснениями и комментариями мы решили обратиться в ректорат института. Но вот что странно - в справочной "09" номера телефона ГСИИ не оказалось. Зато нам преспокойно выдали номер РМЦТРИ. - По сути эта печать никому не нужна, - говорит проректор Наталья Филатова, - потому что в искусстве диплом никогда не смотрят. Действительно, есть выпускники ГСИИ, которым удалось найти себе работу по профессии и по душе. Например, Алексей Ваулин. Он - член двух союзов художников - Москвы и России, был участником 20 выставок, из них - 6 персональных. Кроме Ваулина есть еще пять членов различных союзов художников, солист ансамбля МВД, солистка театра Д.Покровского, театра "На Басманной", два преподавателя ГСИИ, дипломанты международных конкурсов. А вот пример поломанной судьбы. Один из выпускников, Виталий Кулаков, попытался поступить в аспирантуру пединститута. Но его не хотели принимать, ссылаясь на то, что его диплом - недействительный. А между прочим, этот человек разработал методику, которая позволяет в два раза быстрее обучать музыке слепых музыкантов. Его работой заинтересовался профессор из Сорбонны. Но Виталий - всего-навсего школьный преподаватель, он по-прежнему получает зарплату по 12-му разряду. У него ведь диплом центра, поэтому в школе для инвалидов его держат. - Мы думали, что поступаем в институт, а получается, что мы получим диплом центра для инвалидов, - говорят пятикурсники театрального факультета. - И куда мы с ним пойдем?! 2 сентября 2002 года ректор института Александр Ишин объявил, что институт обзаведется собственной печатью через две недели, но ее нет до сих пор. Чем все это может обернуться для студентов? Может, кто-нибудь наконец действительно возьмется за приведение документов ГСИИ в порядок. А может, Минобразования проведет проверку образовательной деятельности РМЦТРИ, которой еще ни разу не было, признает ее незаконно осуществляемой и вообще прикроет все это. А куда тогда деваться студентам, которые связывают с институтом свое будущее и которые уже сейчас, будучи непрофессиональными артистами, завладевают вниманием зала так, что любая звезда позавидует?

Новости по теме

Другие новости