Образование

2 июля 2003 Образование

Обзор российской прессы за 02 июля 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 02.07.2003 Название: образование Автор: ГЕОРГИЙ ИЗМАЙЛОВ. Издание: ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА Как принимают в студенты Несколько дней назад для абитуриентов большинства вузов началась экзаменационная страда. Она проходит в соответствии с новым Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (вузы) РФ, учрежденные федеральными органами исполнительной власти. Порядок этот утвержден Приказом Минобразования России от 14 января 2003 года 50. Согласно названному Порядку в государственные вузы на обучение по основным образовательным программам высшего профессионального образования будут приниматься граждане России, граждане Республики Белоруссия, соотечественники за рубежом, лица без гражданства, а также иностранные граждане. Количество граждан, принимаемых на первый курс вуза для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема определяются в пределах контрольных цифр, устанавливаемых ежегодно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится данный вуз, по согласованию с Минобразования России. Вуз вправе осуществлять прием граждан сверх установленных заданий для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами. Вуз может также выделять в пределах контрольных цифр места для целевого приема на основе договоров с государственными и муниципальными органами и организовать на эти места отдельный конкурс. Кстати, новым Порядком, в отличие от ранее действовавшего, определены правила организации целевого приема. Заявки на целевой прием направляются в вузы органами государственной власти или органами местного самоуправления. Вуз выделяет целевые места в пределах установленных квот, информирует об этом указанные органы и заключает с ними договоры на целевой прием. Лица, не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут участвовать в общем конкурсе, а целевые места, оставшиеся вакантными после сдачи экзаменов и зачисления, предоставляются лицам, участвующим в общем конкурсе. Документ содержит и другие новшества. Более детализирована, к примеру, работа приемной комиссии. Она обязана до начала приема документов объявить не только правила приема в вуз, перечень направлений и специальностей, на которые объявлен прием на первый курс, количество мест, финансируемых из федерального бюджета, но и количество мест в общежитиях для иногородних поступающих. Предусмотрено, что абитуриент теперь вправе подавать в приемную комиссию заверенную в установленном порядке ксерокопию документа об образовании. Это позволяет ему поступать одновременно в несколько вузов сразу. Для таких абитуриентов установлен также временной интервал (не менее двух календарных дней после окончания вступительных экзаменов), в течение которого поступающий обязан предоставить оригинал документа об образовании в основной для него вуз. Впервые установлено, что прием документов от поступающих на очную форму обучения начинается 1 июня и заканчивается не ранее 15 июля. Вопрос сокращения данных сроков должен согласовываться с Минобразования России. Определен также конкретный перечень предметов, выносимых на экзамен. Число вступительных испытаний устанавливает сам вуз. Он также может заменить один из предметов (кроме русского языка) на информатику. Приемная комиссия имеет право засчитывать в качестве вступительных результаты выпускных экзаменов слушателей подготовительных отделений вузов, финансируемых из федерального бюджета, баллы централизованного тестирования выпускников школ, проводимого Минобразования России, результаты региональных школьных олимпиад (для победителей), а также результаты вступительных испытаний данного календарного года в другой государственный вуз. В то же время результаты так называемой "совмещенки" (когда школьные выпускные экзамены одновременно являлись вступительными в вуз) теперь не учитываются. За исключением случаев, когда срок договора "школа-вуз" заканчивается в этом году. Расширен также круг лиц, имеющих право на льготы при зачислении. Так, в государственные вузы без экзаменов принимаются победители и призеры всероссийских и международных олимпиад. Вне конкурса (при успешной сдаче экзаменов) принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, граждане, уволенные с военной службы и имеющие рекомендации командиров воинских частей, а также участники и инвалиды боевых действий. Документом определены также правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных экзаменов. Абитуриент имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним абитуриентом (до 18 лет) может присутствовать один из родителей. Дата: 02.07.2003 Название: Не один в школе Автор: ЕЛЕНА ШМЕЛЕВА Издание: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА Режим "полного дня" поможет решить проблему беспризорных детей КАК И ЧЕМ занять детей в свободное время в будущем учебном году, обсуждали на недавней коллегии Минобразования педагоги, приехавшие из разных регионов страны. Действительно, чаще всего беды происходят с детьми, когда они остаются без всякого присмотра после школьных уроков и до прихода родителей с работы. Именно поэтому вчерашние дети стараются убедить бабушек и дедушек сидеть с внуками и под косыми взглядами начальства контролируют по телефону выполнение домашних заданий. Но что делать, когда следить за ребенком некому? Повесить ему ключ на шею и надеяться на авось? Конечно, нет. Есть отличный выход в такой ситуации - "школа полного дня". Идею такой школы в своем выступлении на коллегии поддержала вице-премьер Правительства Галина Карелова. А многие регионы и без указки сверху уже начали свои домашние эксперименты. Нижегородская, Рязанская, Воронежская, Самарская, Вологодская, Псковская области, республики Татарстан, Удмуртия уже сегодня могут похвастаться интереснейшими авторскими проектами. В этих регионах многие школы успешно перешли на режим полного дня, по сути заменив формальную "продленку" насыщенной и интересной программой. Первый шаг к школе "полного дня" был сделан в прошлом году - министр образования Владимир Филиппов подписал приказ, которым обязал все школы держать открытыми свои спортивные залы до 21 часа. А тех учителей, которые задерживаются после уроков, - поощрять дополнительным заработком. Одно "но": изыскать эти средства должно само образовательное учреждение. На эту работу могут привлекаться как учителя школы, так и педагоги "со стороны". Важно то, что с родителей денег за занятия с детьми не берут. Кроме тех случаев, когда школа оказывает дополнительные услуги. Например, привлекает тренера по фигурному катанию или так модным сегодня восточным единоборствам. Но все это должно быть прописано в уставе образовательного учреждения, а также согласовано с попечительским советом или советом школы. Специалисты считают, что самый опасный возраст у детей - средний подростковый (11-14 лет). Именно для таких сорванцов очень нужны кружки технической направленности, компьютерные, спортивные секции. Только заняв подростков чем-то очень для них увлекательным, можно увести их от соблазнов наркомании и алкоголизма. С нового учебного года занятия во внеурочное время будут организованы во многих школах. Дата: 02.07.2003 Название: На защиту - с чистой совестью Автор: МАРГАРИТА ШИЦ Издание: РОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ ГАЗЕТА Аспиранты "косят" от армии, а кандидатов разыскивает Интерпол В ЭТОМ году в аспирантуру поступят 40 тысяч вчерашних студентов и начинающих исследователей. Но по статистике лишь каждый третий сумеет защитить кандидатскую диссертацию. Остальные же, на обучение которых государство потратит немалые суммы, для науки, увы, будут потеряны. Как изменить эту ситуацию? Об этом наш корреспондент беседует с главным ученым секретарем Высшей аттестационной комиссии (ВАК), заместителем министра образования РФ Владимиром НЕВОЛИНЫМ. - Сегодня систему подготовки аспирантов не ругает только ленивый. Упреков в ее адрес множество, а если говорить одним словом, то она неэффективна. Вы с этим согласны? - В общем, да. И хотя число обучающихся в аспирантуре увеличилось с 52 тысяч в 1997 году до 90 тысяч сегодня, это не повод для оптимизма. Ведь в среднем в стране защищается около 30 процентов аспирантов! Конечно, есть исключения. Скажем, в Горном институте в Санкт-Петербурге становятся кандидатами наук 90 процентов аспирантов. Значит, можно работать и по-другому. Причину такой ситуации образно обрисовал министр образования Владимир Филиппов, сказав: нельзя превращать аспирантуру в отстойник от армии. Недавно министерством принято решение уменьшить на 10 процентов прием в аспирантуру в 2003/04 учебном году. Цель: ужесточить отбор, чтобы в аспирантуру проходили действительно те, кто хочет посвятить себя науке. Ежегодно у нас защищается около 24 тысяч кандидатских диссертаций. Раньше отмечалось больше защит в области технических дисциплин, а сейчас - гуманитарных. К сожалению, количество не переходит в качество. Для подготовки гуманитарной диссертации, как правило, требуется меньший срок, чем технической. И когда на фоне общего существенного роста числа гуманитарных работ их качество падает, это не может не настораживать. Эффективность работы аспирантур гуманитарного профиля просто недопустимо низкая. Поэтому к ним теперь будут предъявляться повышенные требования. Министр предложил, а коллегия Минобразования поддержала: если в течение трех лет в данной аспирантуре будет защищаться менее четверти соискателей, она будет закрыта. Действительно, какой смысл набирать каждый год, к примеру, 35 аспирантов, если в итоге диссертацию напишет лишь пять-восемь человек? - ВАК не раз обвиняли в келейности при рассмотрении диссертационных работ. - Сейчас такие обвинения не имеют оснований. Ведь мы стали открытой структурой, качество работ оценивают полторы тысячи общественных экспертов. Кроме того, мы создаем информационную систему. Так что все будет предельно прозрачно. Если кто-то сомневается, то может войти в Интернет и все проверить на экране компьютера. Кроме того, система позволит и нам более эффективно работать. Скажем, сделав запрос, получим полное досье на соискателя и на ту аспирантуру, которая его готовила. Если за год учебы он не сделал ничего, то зачем зря дальше тратить на него деньги? Или у нас возникают сомнения: работа вроде бы написана неплохо, но автора никто не знает. Мы поднимаем его досье и выясняем, публиковался ли он раньше, участвовал ли в научных конференциях, знают ли его коллеги? В случае отрицательных ответов такая диссертация не получит одобрения экспертов. - Существует множество общественных академий, которые тоже присваивают ученые степени и звания. Имеют ли они на это право? - Это действительно серьезная проблема. Таких дипломов о присвоении степени кандидата и доктора наук выдано десятки тысяч. Мы получаем массу запросов, в том числе и из Интерпола, выдавались ли такие-то дипломы, присуждались ли таким-то ученым степени. Приходится отвечать, что данных дипломов ВАК никогда не выдавал. Предусмотренные законом льготы распространяются только на ученых, получивших степень и звание через ВАК. Никакие доплаты за степень или звание, полученное в общественной академии, неправомочны, а мы и с этим часто сталкиваемся. Такие липовые "доктора наук" пытаются даже квартиры получать вне очереди. - Сегодня Интернет пестрит предложениями написать диссертации на заказ - причем все по таксе. Например, кандидатская - от 4 до 7 тысяч долларов. Как этому противостоять? - Уверен, подобным заказухам пройти через диссертационные советы будет крайне сложно. Недавно мы провели их полную реструктуризацию, сократив на 30 процентов. Очень важно, что в ближайшее время работа каждого совета будет нам доступна в режиме on-line. При такой прозрачной системе и общественной экспертизе работ защитить заказную диссертацию будет весьма затруднительно. Хотя, конечно, все бывает. Число отказов по диссертациям увеличилось за последние пять лет в три раза. Особенно их много по гуманитарным специальностям: вот, к примеру, последний президиум ВАК - "завернули" почти 30 процентов работ... - Как ВАК способствует поддержке молодых ученых? - Сейчас проводится очередной конкурс на президентские гранты. ВАК отобрал 600 лучших кандидатских работ, из которых потом была оставлена половина. Получат гранты и лучшие молодые доктора наук до 40 лет. Предусмотрена и поддержка ведущих научных школ: 50 процентов фонда заработной платы решено тратить по этой программе на молодых. Всего будет профинансировано 740 научных школ. Беседовала Маргарита ШИЦ. Кстати Министерство образования РФ разработало систему поддержки молодых талантов. На только что прошедшей пресс-конференции в Москве заместитель министра образования РФ Юрий Шленов заявил: министерство будет премировать аспирантов и молодых ученых, достигших успехов в определенной области науки. Уже в этом году более 300 аспирантов и докторантов включены в список на получение премии, размер которой "значительно поможет им в реализации своих дальнейших творческих научных планов". В России в последнее время было создано 14 центров по поддержке фундаментальных исследований, на каждый из которых уже выделено по 7 миллионов долларов.

Новости по теме

Другие новости