Образование

23 апреля 2003 Образование

Обзор российской прессы за 23 апреля 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 23.04.2003 Название: Сорбонна отдыхает? Автор: ЕЛЕНА НОВОСЕЛОВА Издание: РОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ ГАЗЕТА Российские вузы выстроят по ранжиру НАД ВОПРОСОМ "куда пойти учиться?" в этом году ломает голову как минимум миллион выпускников. Многим из них придется получать высшее образование за деньги, и в этой ситуации неплохо заранее знать, как котируется выбранный вуз. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занял все первые позиции в официальном рейтинге высших учебных заведений страны. Причем до сих пор (а общероссийскому рейтингованию десять лет) МГУ наотрез отказывался бороться за место в образовательной "табели о рангах". Почему отказывался? О причинах можно только догадываться. А вот в прошлом году, как пояснил ректор МГУ академик Виктор Садовничий, университет хоть и с опозданием, но в конкурсе участвовал. Замечу, звание бесспорного лидера нынешнего рейтинга у МГУ пока неофициальное. Лишь в начале мая этот документ ляжет на стол министра Владимира Филиппова. Связь места вуза в "списке качества" с уровнем оплаты за учебу и его популярностью среди поступающих очевидная. Поэтому к рейтингам, а их в период экзаменов не проводит разве что ленивый, нужно относиться очень осторожно. Вряд ли следует доверять спискам, составленным частными компаниями, хотя и именуют они себя чаще всего независимыми. Улыбку вызывает, скажем, рейтинг, где из ста сорока исследуемых учебных заведений выбирают "Сто лучших вузов страны". Понятно, что ситуацию на российском рынке образовательных услуг он не прояснит, ведь в России сейчас более девятисот аккредитованных вузов. В этом смысле "государственный" - синоним качественного. Впрочем, абсолютно объективных рейтингов все-таки, видимо, не существует. Однако некоторую пользу, считает ректор МГУ Виктор Садовничий, они приносят. По его мнению, рейтинги полезны тем, что учебные заведения изучают собственную статистику, а это помогает планированию работы. - Другое дело, что нужно быть очень аккуратным с методикой их проведения и не абсолютизировать результаты, а тем более нельзя на основании рейтингов финансировать вузы, - считает академик Садовничий. - Истинный рейтинг устанавливается на протяжении многих лет, десятилетий, а, может быть, и столетий. Это признание университета в мировом сообществе. Все знают Стэнфорд, Беркли, Оксфорд, Кембридж. Не так давно мне попались несколько западных научных публикаций о мировом рейтинге вузов. МГУ делил первое-второе место с Сорбонной, оставив далеко позади Оксфорд и Кембридж. Уровень учебного заведения определялся не с помощью таблиц и баллов (практика отечественного рейтингования), а экспертными оценками. Неформальные рейтинги существуют и у нас в стране. Каждый профессионал образования, мне кажется, безошибочно назовет десять-двадцать университетов России, расположив их по заслугам перед научным сообществом. Как президенту Союза ректоров России, мне трудно порой объяснить, почему какой-то университет, допустим, на 18-м месте, а другой - на 19-м. Действительно, не очень понятно, какими соображениями руководствовались составители, к примеру, прошлогоднего министерского рейтинга, поместив Российский государственный гуманитарный университет (знаменитый Историко-архивный) на 14-е место - позади Кабардино-Балкарского, в одном блоке с Саратовским и Тульским... Как объясняет начальник отдела баз данных и документальной связи Минобразования РФ Игорь Быстров, вузы ранжировали, исходя из очень многих показателей. В частности, учитывалось количество докторов наук до пятидесяти лет и кандидатов наук до тридцати, число иностранцев, обучающихся в вузе, все защищенные за год диссертации, изданные учебники с грифом Минобразования, оснащенность компьютерами... По мнению ректора Московского государственного технического университета имени Баумана Игоря Федорова, успех или неуспех вуза рейтинг Минобразования показывает правильно: "Выражаясь математическим языком, сама величина порядкового номера учебного заведения, конечно, условна, но порядок этой величины рейтинг указывает правильно. Но было бы неплохо, если бы при его составлении учитывалась еще и востребованность выпускников института или университета на отечественном рынке труда". Обошли Гарвард Наши законники утерли нос американцам Команда юридического факультета Марийского государственного университета заняла второе место на прошедшем в Вашингтоне конкурсе по международному праву имени Филипа С. Джессопа. Это лучший результат, которого когда-либо добивались студенческие команды из Европы за почти полувековую историю этого престижного конкурса. Состязание строилось по следующей модели: в Международном суде рассматривался спор, возникший между двумя вымышленными государствами, интересы которых и представляли команды-участницы. Российская молодежь - будущие судьи, адвокаты и законодатели - оставила далеко позади себя команды Южной Африки (кстати, чемпиона конкурса прошлого года), Дании, Австрии, Аргентины и США. Примечательно, что юрфаковцы из Марий Эл обошли своих сверстников из Колумбийского и Гарвардского университетов, а ведь оба они считаются за океаном ведущими юридическими вузами. Дата: 23.04.2003 Название: Штрафная перемена Автор: СВЕТЛАНА ТУРЬЯЛАЙ Издание: ИЗВЕСТИЯ Разнузданное поведение и внешний вид учащихся школы N 12 города Армавира вынудили учителей пойти на беспрецедентные меры: решением педсовета в этом среднем учебном заведении были введены штрафные санкции. Однако прокуратура города опротестовала их как противоречащие закону. Штрафная планка казалась не слишком высокой, но при систематическом нарушении могла существенно опустошить семейный бюджет. За прогулы уроков без уважительной причины родители нерадивых чад обязаны были раскошелиться на 100 рублей, за употребление матерных слов - на 50 целковых. Помимо того, педсовет постановил: всем ученикам - будь то первоклашки или без пяти минут выпускники - облачиться в форму "белый верх, черный низ", никаких мини-юбок, топиков или колец в пупке. Нарушители согласно решению педсовета должны были караться полтинником. Педагоги надеялись, что подобные меры хоть немного припугнут школяров, по лексикону которых впору было составлять словарь бранных слов. И вправду, после оглашения новых правил, введенных педсоветом, в школе установился относительный порядок. Меньше стало прогулов, почти не слышно было мата, впрочем, учащиеся не слишком спешили надевать светлый верх и темный низ. Дирекция школы еще не успела кого-нибудь в воспитательных целях оштрафовать, как вмешалась прокуратура города Армавира, куда обратились возмущенные родители учеников. Как сообщила "Известиям" старший помощник городского прокурора Валентина Сливкина, решение педсовета школы N 12 о взимании штрафов было опротестовано как незаконное. Начальнику управления образования администрации Армавира Валерию Данцеву было внесено представление "с целью устранения выявленного нарушения закона, а также недопущения в других школах города подобных нарушений". Дирекция "проштрафившейся" школы в течение 10 дней должна снова собрать педсовет, дабы отменить свое же решение. - Извратили доброе дело, - в сердцах воскликнула в беседе с корреспондентом "Известий" директор школы N 12 Елена Веригина. - Конечно, нас можно оскорблять, мы даже голоса не имеем. Меня прямо неврастеником сделали. Мы свое решение принимали исходя из устава школы, оказывается, мы неправильно поняли свой устав. На девочек ведь смотреть невозможно, в чем они ходят на уроки! Елена Игоревна призналась, что она вынуждена будет выполнить предписание прокуратуры. Хотя многие ее коллеги одобрительно отнеслись к нововведениям, просуществовавшим в армавирской школе чуть более двух недель. Высказывались даже мнения, что неплохо было бы ввести штрафы еще и за курение. Не так давно два подростка из кубанской станицы Динской были оштрафованы милиционерами за то, что обматерили соседку своего дружка. Употребление нецензурных выражений в адрес пожилой женщины обошлось их родителям в 500 рублей. Однако, как отметила Валентина Сливкина, штрафовать за административные нарушения имеют право только правоохранительные органы, но не школа. Краснодарский край Дата: 23.04.2003 Название: Эксперимент в рубашке Автор: ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ Издание: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА В ассоциации "Школа-2000..." создана новая дидактическая система деятельностного метода обучения В АКАДЕМИИ повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПК и ПРО) состоялась VIII Международная конференция "Дидактическая система деятельностного метода как средство формирования единого образовательного пространства". Участники обсудили результаты внедрения новой дидактической системы развивающего обучения, позволяющей привить подрастающему поколению способность к самообучению и саморазвитию, сберечь здоровье школьника и таким образом вырастить умницу из обычного шалопая. Нельзя заставлять ребенка зубрить уроки. Давно доказано, что новые знания гораздо лучше усваиваются в атмосфере творчества и взаимопонимания, когда ребенок самостоятельно решает возникающие затруднения, а не записывает под диктовку теоремы, правила, формулы и доказательства. Прописные, в общем-то, истины. Однако если верить статистике, около семидесяти процентов российских школ продолжают учить по старинке, используя принцип "выучи от сих до сих, потом расскажешь". В результате вскоре после выпуска дети просто забывают, о чем им так долго рассказывали у школьной доски. За последние десять лет период распада приобретенного багажа знаний сократился в полтора-два раза. С развитием информационных технологий ежедневный поток новостей увеличился в десятки раз, а традиционная система образования оказалась не готова научить выпускников полноценно работать в информационном пространстве. По словам Людмилы Петерсон, профессора кафедры начального и дошкольного образования АПК и ПРО, автора широко распространенного курса математики для дошкольников, учащихся начальной и средней школы, современному педагогическому сообществу крайне важно получить ответ на вопрос: "Как обучать в новых условиях?" Учителю необходимо дать конкретный и понятно обоснованный алгоритм по подготовке и проведению уроков, который не разрушал бы его личный опыт, а также вписывался в имеющиеся у него представления о том, что хорошо для детей и что помогает ребенку стать успешным во взрослой жизни. Сегодня имеется великое множество различных подходов, концепций, взглядов, систем. Это и хорошо, и плохо. Хорошо то, что накоплен богатейший педагогический опыт, вместо нудного объяснения появились новые приемы и методы обучения - проектные и проблемные, развивающие и активизирующие. С другой стороны, созданные педагогические системы не согласованы между собой, часто одни и те же вещи называют разными именами, а иногда и противоречат друг другу. Учителя, родители, методисты запутались в этих системах и комплектах. Никто не может дать четкого ответа на вопрос о том, имеет ли право учитель взять учебник по истории из одного комплекта, учебник по математике - из другого, а учебник по русскому языку - из третьего. Закон "Об образовании" говорит - да, методист в регионе - нет; Министерство образования говорит - да, директор школы - нет. Разрыв образовательного пространства создает массу противоречий, дополнительную напряженность в работе учителей, которым и так живется нелегко. А самое главное - негативно сказывается на детях, их здоровье. Дидактическая система, созданная в Ассоциации "Школа-2000...", решает эти противоречия. На основе деятельностного метода, который объединяет все известные ныне системы, осуществлен синтез новых идей и не разрушено то лучшее, что есть в традиционной школе. Участники конференции рассказали об использовании дидактической системы Людмилы Петерсон в школах самого разного типа - государственных и частных, обычных и специализированных из Москвы, Калуги, Ярославля, Перми, Киева и др. Эксперимент проходил на базе 105 школ России и стран СНГ почти десять лет - только в Москве работало 28 государственных экспериментальных площадок! Что в итоге? Как показывает практика, дети из классов, где используют разработанный метод, быстрее своих сверстников усваивают учебный материал, склонны к исследовательской деятельности, способны четко обосновать свою точку зрения. Они самостоятельны, активны и общительны, обладают более высоким уровнем знаний, с удовольствием учатся. У них полноценно развивается эмоциональное отношение к миру. При возросших показателях интеллектуального и психологического развития снижается тревожность и заболеваемость. А вот это уж точно нужно всем. Сегодня созданная дидактическая система реализована в учебниках по математике ее автора. Однако технология деятельностного метода позволяет выйти за рамки комплектов и эффективно использовать курс математики с самыми разными учебниками по другим предметам, чему есть многочисленные подтверждения. Этим и создается мощная основа для объединительных тенденций, причем не только в России, но и в странах СНГ. Газета

Новости по теме

Другие новости