Образование

21 апреля 2003 Образование

Обзор российской прессы за 21 апреля 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 21.04.2003 Название: ОТ РЕДАКЦИИ: Плата за вход Автор: РЕДАКЦИЯ Издание: ВЕДОМОСТИ Новое исследование Высшей школы экономики и Фонда общественного мнения дает редкую возможность понять, насколько глубоко товарно-денежные отношения проникли в систему образования. Образование, и особенно высшее, воспринимается россиянами как одна из важнейших статей расходов. У 30% семей, где дети учатся в вузе, больше трети семейного дохода идет на образование; за один только вход в систему (поступление в вузы) родители платят $900 млн в год; почти половина этих средств оседает в Москве, причем оседает в основном не в самих учебных заведениях, а в карманах преподавателей (64% опрошенных платят напрямую преподавателям). Из всего этого очевидно, что если для правительства образование - это часть "социальной сферы", то россияне воспринимают его как вполне рыночную среду и готовы платить за путевку в жизнь для своих детей. Кроме того, они понимают, что самые столичные и хлебные путевки стоят дорого. То есть конкурентную природу образования невозможно подавить. Нужно лишь сделать так, чтобы вузы конкурировали не только за деньги студентов, но и за их способности. Способности можно определять с помощью единого госэкзамена - собственно, это уже происходит в некоторых регионах в рамках образовательной реформы. Многие жалуются, что это усилит позиции популярных вузов и добьет бедствующие отраслевые и региональные учебные заведения. Но американский эксперимент с введением единого теста (SAT) многие ученые считают сравнительно удачным. Он привел к тому, что чуть большее преимущество получили люди умные, а не люди со связями, именами и коррупционными возможностями. Обеспечить способных, но бедных студентов - другой вопрос. Принцип "деньги следуют за студентом" (подушное финансирование вузов), который также тестируется в некоторых регионах, - адекватное начало. Плюс к этому государство должно поощрять кредитование студентов и, возможно, субсидировать кредиты. Да, рыночные отношения в образовании - это верный рецепт расслоения общества. Выпускники престижных школ формируют элиту, доступ в которую становится все труднее. Но весь опыт советской истории говорит о том, что избежать расслоения просто невозможно. Важно сделать его более приемлемым. Меритократия (разделение по заслугам) все-таки более приемлемая форма расслоения, чем плутократия (власть богатства).

Новости по теме

Другие новости