Образование

21 апреля 2003 Образование

Обзор российской прессы за 19 апреля 2003г.


(обзор подготовлен ГНИИ ИТТ "Информика")
Дата: 19.04.2003 Название: Виртуальная школа. Автор: ЭВЕЛИНА АЗАЕВА. ТОРОНТО. Издание: ТРИБУНА Виртуальных школ в Канаде много, но это в основном различные курсы для взрослых или старшеклассников, готовящихся поступать в вузы. Настоящая же школа, в которой учатся дети с первого класса, только что открылась. Это частное учебное заведение, находящееся в Онтарио. Пока в школе всего 25 учеников. Их родители заплатили за весь год 400 долларов, что очень дешево. Обычные частные школы берут начиная с 650 долларов в месяц. Школа рассчитана на детей, чьи мамы и папы недовольны образованием в государственных школах, а на частные денег не хватает, либо они религиозны и хотят вырастить детей приверженцами своей веры. Школа также для детей, которые не любят сидеть в классах, но одержимы игрой на компьютере. Виртуальные уроки сопровождаются яркими картинками на мониторе и музыкой. Автоматический голос учителя одобряет ребенка, если он ответил правильно, либо корректирует ошибку. Если ученик устал, он может отключиться от урока. На перемене дети болтают в чатах. Виртуальная библиотека высылает ученикам словари, рассказы и сказки. Мальчишки и девчонки могут создать виртуальный оркестр, выбрать в компьютере инструменты и вместе на них играть. В Канаде очень серьезно относятся к "дразнилкам" в школе, существует целая правительственная программа, как с этим бороться. Одна из учениц виртуальной школы - девятилетняя Сара Кирстед - именно потому учится в ней, что ее дразнили одноклассники. Ее родителям также не нравилось то, что в канадских госшколах учителя не исправляют ошибки детей, чтобы не занижать самооценку. Отец Сары доволен найденным выходом. "Теперь дочка сможет заниматься, не выходя из дома, и повторять уроки, сколько ей захочется, пока не усвоит". Особенно отцу по душе система оценки самостоятельного труда учеников. Каждый день, если они выслушают более 80 процентов предлагаемого учебного материала, дети будут получать баллы, которые дают им возможность заходить в виртуальные игровые комнаты и на чаты. В конце дня программа выдает результат успехов ученика: чего он достиг и над чем еще стоит поработать. Дата: 19.04.2003 Название: Марш кирзовых сапог Автор: ИГОРЬ СЕРГЕЕВ. Издание: МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ Студентов забирают в армию прямо из аудиторий "Спасите! Нас забирают в армию!" - студенты одного из самых престижных московских университетов прислали в "МК" крик отчаяния. Его подписали 300 выпускников, которых хотят отправить в казармы сразу после защиты диплома. Дяди из военкомата Тверского района Москвы (ЦАО) гребут, по словам студентов, всех подряд. Включая недоучившихся выпускников. Ребятам, прошедшим военную кафедру, звонят домой и вызывают в комиссариат, где заставляют пройти медкомиссию и подписать добровольное (!) заявление о поступлении в распоряжение командующего округом. Неявившимся угрожают разными карами: не присвоить звание лейтенанта, подвести под уголовную статью за уклонение от призыва... На все возмущенные крики о правах студентам отвечают ссылкой на указ президента "О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах". Между тем люди в погонах не могут не знать: выпускник должен сначала закончить учебу, защитить диплом, получить звание лейтенанта, уволиться в запас, и только после этого его можно призвать из запаса в армию. Но им, видно, не терпится - ведь за выполнение плана призыва обещают премию. По словам ректоров московских вузов, такого массового "забора" выпускников не было давно. Берут из самых элитных университетов, снимают, что называется, сливки - математиков, программистов, экономистов. Что останется от их знаний после двух лет в армии - одному богу известно. - Талантливые выпускники, рекомендованные ученым советом, должны идти в аспирантуру, - считает ректор МГУ Виктор Садовничий. - Необходимо сохранить молодую научную элиту. Это самая важная задача на сегодняшний день. МГУ, по словам Садовничего, направил письмо в Министерство обороны с просьбой дать отсрочку ребятам, поступающим в аспирантуру. В университете понимают: мозги ценятся дороже мускулов. За границей за наших выпускников готовы выложить немалые деньги, да и армия им там не грозит... Будущим магистрам армейские решили дать временную поблажку. "Выпускники вузов, которые продолжают обучение в магистратуре, могут получить отсрочку от службы в армии", - заявил в четверг начальник управления комплектования Генштаба генерал-лейтенант Валерий Астанин. Уточнение потребовалось потому, что не слишком юридически грамотные военкомовцы заявляют новоиспеченным бакалаврам: "Ты уже отучился, пора отдать долг Родине". По их мнению, магистратура - это второе высшее образование, а отсрочка полагается только на время получения первого. На самом деле бакалавр может не опасаться повестки - до тех пор, пока учится на магистра. Как сообщили "МК" в Министерстве образования РФ, бакалавриат и магистратура - это ступени одного высшего образования. В ст. 6 закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" записано: "Получение впервые высшего образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего образования". Проще говоря, если бакалавр захочет стать специалистом или магистром, то на него распространяется отсрочка от службы. Правда, при условии, что он учится в том же вузе на очной форме. Дата: 19.04.2003 Название: возвращаясь к напечатанному Автор: ВЛАДИМИР НОВОХАТСКИЙ, СОБ. КОРР. ВОРОНЕЖ. Издание: ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА Учили Чему-нибудь и как-нибудь В Воронеже "лопнул" еще один вуз. Из-за пренебрежения к законодательным требованиям в сфере образования Недавно наша газета рассказала о том, как в Воронеже был ликвидирован частный вуз - Университет имени Н.К. Рериха. Случай был, конечно, уникальный. Такое в нашей стране произошло впервые. Но все же в этой истории был и некий экзотический акцент. Уж слишком необычной оказалась даже компания учредителей вуза: несколько худощавых мужчин с девчоночьими хвостиками, одухотворенные тетеньки с просветленными глазами - Воронежское отделение Международного центра Рерихов. Правда, в самом центре от этого филиала, а тем более от университета с легкой душой открестились. И правильно сделали, потому что эфемерное учреждение, которое под рериховским обличьем соорудил предприимчивый безработный инженер Борис Гавриков, лопнуло как мыльный пузырь. Выяснилось, что на семи вузовских факультетах занятия не велись. Список преподавателей-совместителей оказался фальшивым. Да, собственно, весь учебный процесс в конце концов свелся к одному - прилежному сбору денежных взносов. В судебном порядке вуз ликвидировали. Бывший ректор Гавриков занялся привычной медитацией. А полтысячи несостоявшихся юристов, экономистов, психологов и даже философов, обвинив его в мошенничестве, отправились восвояси. Кто по домам, кто по судам. Педагоги-профессионалы по этому поводу вынесли вердикт: то, что случилось, - неизбежно. Дескать, каждому - сапожнику, пирожнику, инженеру и сеятелю знаний - приличествует свое дело. Не зная броду, не суйся в вузы. Мало-помалу эти иронические пересуды пошли на убыль. Однако гавриковская метаморфоза оказалась не только экзотическим экзесисом, но и симптоматичным предзнаменованием. На ниве воронежского просвещения вскоре созрел новый скандал. Фактически ликвидирован муниципальный Воронежский экономико-правовой институт (ВЭПИ), в котором обучались почти 14 тысяч студентов. Согласитесь, масштаб в сравнении с Университетом имени Н.К. Рериха несопоставимый. С одной стороны, псевдовуз, который, размотав собранные с учащейся паствы деньги, ютился в подвальном помещении жилого дома. С другой - престижное учебное заведение со сверкающим офисом в центре города - крепким составом преподавательских кадров, приличным оборотом средств. Совсем недавно на десятилетнем юбилее ВЭПИ министерские гости из столицы утверждали, что юбиляр - самый крупный и сильный муниципальный вуз страны. Одно дело - затея дилетантов, объединенных в некий кружок по духовным интересам. Совсем другое - солидное положение, поддержка властей: ректор ВЭПИ Юлий Золотовский, кстати, возглавлял Общественную палату при главе администрации Воронежской области, которая старается сплотить все здравые политические и общественно-экономические силы на возрождение региона. Словом, размах диаметрально противоположный, а итог одинаково печальный - крах вузов, неутешные проблемы студентов и их родителей. Недавнее родительское собрание в стенах ВЭПИ превратилось в вавилонское столпотворение. Всех желающих актовый зал уместить не мог. Речи транслировали по радио на коридоры и аудитории, в которых тоже набилось народу под завязку. Сколько людей - столько и локальных проблем. Но разговор, собственно, шел вокруг извечных российских вопросов: почему такое произошло и что делать? Родители в недоумении и гневе: кому верить, если обманывают при попустительстве властей, а вузовское руководство все утешает: ведутся переговоры с Москвой, компромисс будет найден, сделаем все, лишь бы не пострадали дети. Но это в значительной степени не более чем попытка выдать желаемое за действительность. А она, к сожалению, для этих людей сурова. ВЭПИ стал заложником собственных амбиций. Невзирая ни на какие требования и законы, здесь стремились расширить набор студентов. Ведь вуз коммерческий, и каждая обучающаяся единица ежегодно конвертировалась в среднем в 10 тысяч рублей. Так и преуспели. И стали сеять разумное, доброе, вечное аж на три области Черноземья - Воронежскую, Белгородскую и Липецкую. Чтобы не утруждать местных студиозов отрывом от дома, в дальних городках и весях предприимчивое руководство понасоздавало собственные представительства. Но это громко сказано. На деле в район в определенное время выезжала депутация преподавателей ВЭПИ и потихоньку чему-то учила ребят вдали от шума городского. Прямо-таки своеобразная изба-читальня на современный лад: сегодня учат и ликвидируют "хвосты" здесь, завтра - там. О качестве знаний и преподавания какой тут разговор, главное, в вузовском кармане десятитысячный гонорар. Все это ударное просвещение на колесах неожиданно забуксовало в липецком райцентре Грязи. Тамошнее представительство почувствовало такую независимость, что развернуло свою деятельность как настоящий филиал большого вуза. Работали себе и в ус не дули, пока не нагрянула министерская инспекция. Вердикт ревизоров был как обухом по ученой голове: вести обучение таким образом вуз не имеет право. Исходя из этого Министерство образования РФ действие лицензии ВЭПИ приостановило, нарушение приказало устранить. Но как это сделать, если воронежские просветители нацепляли пресловутых представительств по Черноземью, будто овца репьев. В бухгалтерии запутались так, что ректор Юлий Золотовский даже не смог предоставить областному управлению образования и учредителям точных данных о количестве обучающихся и доходах ВЭПИ. Однако ж обуха плетью не перешибешь. Чем прежде в Москве умилялись, на то и разгневались. К тому же наконец все узнали, что муниципальный Воронежский экономико-правовой институт вроде бы как к самому Воронежу и отношения не имеет. И является порождением совсем другого муниципального двора. Его учредителем выступила администрация Острогожского района. Словом, Министерство образования РФ приказало лицензию на право ведения образовательной деятельности у ВЭПИ изъять. А еще вуз лишили и права выдавать выпускникам дипломы государственного образца. И все смешалось на просветительских горизонтах. Грянула буря. Острогожские учредители уволили ректора Юлия Золотовского по болезни. Но от этого головной боли у всех причастных к сфере образования меньше не стало. Функционеры теперь не приложат ума, куда пристроить 12 тысяч студентов ВЭПИ. Областное управление образования полагает, что основная их часть будет передана в "нагрузку" ряду аккредитованных государственных и коммерческих воронежских вузов. "Но как тогда быть с оплатой учебы?" - вопрошают родители. Неизвестно, какие дипломы и когда получат несостоявшиеся выпускники-пятикурсники. Масло в огонь подливает извещение облвоенкомата о том, что для четырех тысяч ребят-студентов ВЭПИ призывные пункты уже готовы распахнуть ворота в армию. Какая судьба ждет более тысячи сирот и студентов, обучавшихся на льготной основе? Тоже явно не праздный вопрос. Власти всеми силами пытаются не допустить социального взрыва. И это очень по-нашенски: сначала беспечно создать себе проблему, а затем героически ее преодолевать. Но время наводить порядок в сфере образования явно настало. С одной стороны, число самих вузов в период реформ превысило всякие разумные пределы. Сейчас их насчитывается более двух тысяч. С другой - учат в них чему-нибудь и как-нибудь. И при этом никакой закон ученым людям не указ. Воронежский случай не исключение, а наиболее примечательный факт повального пренебрежения к законодательству в сфере образования. Это демонстрирует и статистика. Сначала деятельность частных учебных заведений ревизовало Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Из 657 проверенных храмов учебы и науки нарушения найдены в 601. Размах всякого рода злоупотреблений в этой сфере столь велик, что Министерство образования РФ вынуждено было создать специальную структуру - государственную инспекцию по аттестации учебных заведений. Работы у инспекторов - непочатый край, потому что халтура на ниве просвещения цветет у нас по всей стране великой. Как в государственных, так и в негосударственных вузах. Жесткие меры ревизоров уже испытали на себе учебные заведения в Санкт-Петербурге и Чите, Новосибирске и Ростове-на-Дону, Москве и Кисловодске... Но иначе нельзя, ведь халтурщик-учитель плодит армию неучей, что для всех нас не только накладно, но и опасно.

Новости по теме

Другие новости