Культура

29 июля 2016 Москва Культура

«Весь мир ему был мал»: новая выставка Айвазовского

news
1 фото

Фото: РИА Новости

Выставка И.К. Айвазовского, открывшаяся в Государственной Третьяковской Галерее, обещает стать одним из самых значимых событий в культурной жизни столицы. 

Впервые в стенах одной из самых любимых москвичами выставочных площадок – залах Третьяковской Галереи на Крымском валу – представлена экспозиция такого масштаба: здесь собраны живописные полотна, рисунки, архивные документы, фотографии, макеты кораблей… 

Журналисты портала «Российское образование» побывали на открытии выставки и узнали, чем она отличается от большинства «классических» музейных проектов.

От штиля к урагану

«Погружение» начинается буквально с первых шагов. Уже поднимаясь по лестнице, мы слышим шум морского прибоя, а перед входом в зал видим видеоинсталляцию – Черное море в исполнении современных художников группы «Синий суп».

Первая картина, открывающая выставку И.К. Айвазовского, - это знаменитая «Радуга». Но всего несколько шагов – и мы попадаем в настоящую бурю, в «Морские симфонии»: «Девятый вал», «Волна», «Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)»… - переменчивую, полную неожиданностей и, казалось бы, выплескивающуюся за пределы самих картин. 

«Художник покоряет стихию себе, своей живописи – и это дает удивительный эффект, эффект присутствия и соучастия, своего рода 4D, - рассказывает Галина Чурак, куратор выставки. – Задолго до современных технологических достижений он овладел этой способностью «включать» и себя, и зрителя в эту волну».

Путешествие по выставке действительно напоминает плавание: здесь нет привычной хронологической системы: экспозиция решена «галсами» - специальными тематическими разделами, где Айвазовский предстает перед нами не только в привычном образе мариниста. Зрители знакомятся с его графикой, «сухопутными» картинами, мистическими и аллегорическими сюжетами – то есть, без преувеличения, по-новому открывают для себя художника. 

Морское путешествие

Вместе с Айвазовским мы отправляемся в разные страны: в Италию, к острову Капри, в Неаполь, Венецию или Амальфи, в Константинополь, к знаменитым египетским пирамидам, на остров Крит, на ледяные горы Антарктиды и Ниагарский водопад. 

Зимние виды Москвы и Санкт-Петербурга сменяются насыщенными красками пейзажей Малороссии и, конечно, крымскими картинами: художник снова и снова возвращается своему любимому Черному морю. 

Немногие знают Айвазовского как баталиста – и это одно из ярких открытий выставки. «Художник главного морского штаба» изображает главные морские сражения русского флота, виды русских портов и приморских городов, изящные фрегаты и грозные военные корабли. 

Еще одна новая для большинства зрителей грань творчества живописца – картины на библейские сюжеты – «Хождение Христа по водам», символическое  полотно «Сотворение мира», где море отходит на роль актера второго плана, а главная роль достается небу – рассвету, появлению солнечных лучей, символизирующих победу Света над Хаосом. 

«Но меркнет день, настала ночь…» 

Знаменитые лунные дорожки – один из самых притягивающих разделов экспозиции. Здесь также собраны работы из разных музеев и частных собраний, картины, написанные в разные периоды творчества художника. «Темное небо, полная луна, спокойное, чуть мерцающее море – и удивительный покой. Здесь как будто замерло время», – так описывают свои ощущения гости выставки. 

Совсем рядом с ночными пейзажами – графика, карандаш, акварель, рисунки на папье-пелле – тонированной бумаге, работы в технике сепии… Совершенно новый, удивительный Айвазовский. 

И неотъемлемая часть монографической выставки – исторический, документальный раздел: экспонаты из корабельного фонда Центрального военно-морского музея: подзорные трубы, глобус, макеты кораблей, а также портреты родных художника, фотографии, документы, интерактивная карта путешествий Айвазовского. 

Обратим внимание вдумчивых посетителей выставки на информационные стенды, размещенные в каждом разделе экспозиции. Изучить их будет интересно не только тем, кто только начинает свое знакомство с творчеством живописца, но и тем, кто является знатоком и поклонником его работ. 

И в завершение дадим несколько советов: выставка Айвазовского обещает быть аншлаговой – поток посетителей ожидается не меньше, чем на нашумевшую в 2015 году выставку художника Валентина Серова. Поэтому руководство Государственной Третьяковской Галереи решило ввести систему посещения по сеансам. Билеты можно купить на официальном сайте музея и в кассах. «Интернет-билеты» можно даже не распечатывать: достаточно показать контролеру на экране мобильного устройства. 

Стоимость билетов 150 рублей для школьников, пенсионеров и студентов, полный билет стоит 400 рублей.

Новости по теме

Другие новости